РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заедании педагогического
Приказом МБОУ Правдовская школа
совета МБОУ Правдовская школа
Протокол № 10 от 29.09.2023г.
.
от 28.08.2023 г. № 157
Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с
требованиями ФГОС и ФОП начального общего, основного общего и
среднего общего образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования (далее – Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки,
утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Праввдовская школа Первомайского района Республики
Крым» (далее – школа).
1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее –
ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее –
ФОП ООО);
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее –
ФОП СОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО третьего поколения);
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (далее – ФГОС НОО второго поколения);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения);
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения);
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (далее – ФГОС СОО);
устава МБОУ Правдовская школа;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ Прадовская школа;
1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
2
уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл образования,
характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая
документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный
график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания,
федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для
Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного
уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения
образовательной программы;
образовательная программа – комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических
условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
рабочая программа – методический документ, определяющий организацию
образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и
обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения ООП
соответствующего уровня образования;
учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающий
предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого
материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня
подготовки;
учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания
образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического
блока учебного предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в
пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного
тематического блока учебного предмета;
учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой
осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока
учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов;
оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольноизмерительные материалы.
1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и
уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня
образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного плана образовательной
организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной
организации и осуществляется педагогическим работником или группой педагогических
работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического,
информационного и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень
подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах)
школы.
1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:
обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в
соответствии с календарным учебным графиком;
3
обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями
образования;
создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к
обучению;
обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса,
модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и
контингента обучающихся;
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
1.6. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Математика»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Иностранный язык (английский)»,
«Труд(технология)», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Основы религиозных культур
и светской этики», «Физическая культура»
1.7. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География», «Математика», «Физика», «Информатика»,
«Химия», «Биология»,«Иностранный язык (английский)», «Труд(технология)»,
«Изобразительное искусство», «Музыка», «Основы духовно-нравственной ультуры народов
России», «Физическая культура», « Основы безопасности и защиты Родины».
1.8.Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География», «Математика», «Физика», «Информатика»,
«Химия», «Биология»,«Иностранный язык (английский)», «Труд(технология)», «Физическая
культура», « Основы безопасности и защиты Родины».
1.9. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки рабочих
программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.
1.10. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ
и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются
должностной инструкцией педагогического работника.
1.11. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно, до
замены его новым положением.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с
требованиями:
ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО;
локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.
4
2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в
том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения.
2.2.1. Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанные по ФГОС третьего поколения,
должны содержать следующие обязательные компоненты:
пояснительнуюзаписку;
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой
теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и
воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании;
календарно-тематическоепланирование;
оценочные материалы.
2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование
материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653.
2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего
Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в разделе «Содержание
учебного курса».
2.2.4. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом рабочей
программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним из
способов предложенных ниже (по выбору педагога):
указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к
рабочей программе;
оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы
воспитания»;
указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе
«Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком;
отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в
отдельной колонке таблицы тематического планирования.
5
2.3. 2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает:
цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля;
место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
2.5. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля» конкретизируют соответствующий
раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из требований ФГОС общего
образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля
подлежат оценке их достижения обучающимися.
В разделекраткофиксируются:
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата;
организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
(возможно приложение тематики проектов);
система оценки достижения планируемых результатов с приложением
критериев оценивания каждого вида работы обучающегося, подлежащих оцениванию
(устный ответ, контрольная работа, лабораторная работа, диктант, тест и пр.) и
графика контрольных мероприятий.
2.6. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля, включают:
краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому
тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования;
межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля;
ключевые темы в их взаимосвязи;
преемственность по годам изучения (если актуально);
практическиеилилабораторныеработы.
2.7. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ НОО, ООО и СОО, оформляется в
виде таблицы №1 или №2:
Таблица №1
№
Наименованиеразде
раздела ла и тем
темы
Количество Количествоко Количество
часов
нтрольныхраб практических
от
работ
лабораторных
работ
Итого
Таблица № 2
№ п/п
Названиераздела
Количествоч
асов
6
Количествооце
ночныхпроцеду
ЭОР и ЦОР
р
2.7.2. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания
календарно-тематического планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный год.
2.8. Календарно-тематическое планирование является приложением № 1 к рабочим
программам по предметуоформляется в виде таблиц № 3 и № 4:
Таблица №3
№ урока
Тема урока
Количество
часов
Дата изучения
По плану
По факту
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Таблица №4
№
Темаурока (раздела)
Датапроведенияурока
2
Поплану
3
урока
1
Пофакту
4
Учитель вправе включать в тематическое планирование и календарно-тематическое
планирование другие разделы в соответствии со спецификой учебного предмета и менять
порядок чередования.
2.9. Оценочные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации: примерные
тексты контрольных работ, примерные задания, утвержденные ШМО, являются приложением
№2 крабочим программам по предмету.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования)
педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с
преподаваемым учебным предметом.
3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного учебного предмета,
работающих в школе, или индивидуальной.
3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО, ООО,
СОО) с последующей корректировкой или на один учебный год.
7
3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе:
федерального государственного образовательного стандарта соответствующего
уровня образования;
федеральной основной образовательной программы соответствующего уровня
образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля;
федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).
3.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с федеральной
рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной программы уровня
образования. Содержание и планируемые результаты разработанной педагогическим
работником рабочей программы должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).
3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих
непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 и 1.7 Положения:
изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность
изучения учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета;
корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных
разделов и тем федеральной рабочей программы.
3.7. Педагогический работник вправе:
расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения;
конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей
программы;
выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения
от 21.09.2022 № 858;
при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые
выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от
09.06.2016 № 699;
выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии
обучения и воспитания;
подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
3.8. Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании
методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт
одобрения или неодобрения рабочей программы. Обязательному представлению на заседании
методического объединения подлежат рабочие программы, разработанные составителем на
основе учебно-методической литературы (рабочие программы элективных курсов,
факультативов, курсов внеурочной деятельности) и имеющие более 50 процентов авторских
подходов к организации содержания учебного материала.
8
3.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования)
приказом руководителя школы.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте.
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом
TimesNewRoman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине,
поля со всех сторон 1–3 см.
Рабочая программа должна иметь титульный лист (приложение №2 или приложение № 3
(программа разработана учителем и расмотрена на МО)) с названием учебного предмета, курса
или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Электронный вариант рабочей программы хранится в школе.
4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в течение всего периода
ее реализации в месте, установленном директором школы.
4.6. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта школы.
В аннотацииуказываются:
название рабочей программы;
краткая характеристика программы;
срок, на который разработана рабочая программа;
список приложений к рабочей программе.
4.7. Аннотации к рабочим программам размещаются на школьном сайте в разделе «Сведения об
образовательной организации» подразделе «Образование». К аннотации прикрепляется рабочая
программа в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ
о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части
корректировки содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в
приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего
образования.
6. Реализация рабочей программы
9
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки
качества.
6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого
учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию
рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.
6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:
дистанционных образовательныхтехнологий;
модульных форм организации образовательной деятельности;
сетевых форм организации образовательной деятельности;
электронногообучения;
различных форм внеурочной деятельности.
6.5. При реализации рабочих программ не допускается:
сокращение запланированной практической части (контрольные, практические,
лабораторные работы и др.);
сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).
6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств обучения
и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому
здоровью обучающихся.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого учебного
периода.
7.2. Этапы контроля:
по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора по УВР
анализирует отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством
электронного журнала; итоги анализа оформляет справкой;
результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на совещании при
директоре по итогам каждого учебного периода;
результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на
педагогическом совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного
года.
10
Приложение № 1
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
11
РАССМОТРЕНО
руководитель МО
СОГЛАСОВАНО
заместительдиректорапо УВР
______________фиоПолиЛ.М.
Н.Н.
Протокол
№ ФИО
от "
" ________
___________Святогор
от " " ___________
УТВЕРЖДЕНО
директор
___________Малюк
Л.П.
Приказ №
от " " __________
Календарно-тематическое планирование к
рабочей программе
учебного предмета «Математика»
для обучающихся ____ класса
______________ общего образования
на _________________ учебный год
с. Правда, 20__ год
Приложение № 2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
Соответствует ФОП ООО
Приказ Минпросвещения РФ
от 18.05.2023 № 370
12
Рабочая программа
(ID 4417697)
учебного предмета «__________________»
для обучающихся ______классов
с. Правда, 20__ год
Приложение № 3
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
руководитель МО
СОГЛАСОВАНО
заместительдиректорапо УВР
13
УТВЕРЖДЕНО
директор
______________фиоПолиЛ.М.
Н.Н.
Протокол № ФИО
от "
" ________
___________Святогор
___________Малюк
Л.П.
Приказ №
от " " ___________
от " " __________
Рабочаяпрограмма
учебного предмета «Математика»
для обучающихся ____ класса
______________ общего образования
на _________________ учебный год
с. Правда, 20__ год
Приложение № 4
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
руководитель МО
______________ Полич
Л.М.
СОГЛАСОВАНО
заместительдиректорапо УВР
Н.Н.
___________Святогор
14
Л.П.
УТВЕРЖДЕНО
директор
___________Малюк
Протокол №
от "
Приказ №
" ________
от " " ___________
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
учебного предмета «Математика»
для обучающихся ____ класса
______________ общего образования
на _______________ учебный год
с. Правда, 20__ год
15
от " " __________
Лист коррекции
рабочей программы учителя __________________________________
по _______________________________________________________
в ___ классе
№
п/п
Названиераздела, темы
Темаурока
Датапрове
денияпопл
ану
Причинакорректиров Корректирующиемер
ки
оприятия
Датапроведения
пофакту
Листознакомления
с положением о рабочей программе учителя-предметника ознакомлен(а):
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
ФИО учителя
МалюкЛюдмилаПетровна
СвятогорНатальяНиколаевна
ИщенкоНатальяПетровна
ДжугельТатьянаПетровна
ДжугельВикторВладимирович
КолесниченкоЕленаАнатольевна
АсановаГульзарАлиевна
АлексееваНатальяВикторовна
ДьяконоваНатальяВасильевна
ЗейтулаеваРаъноЯхшибаевна
ЛебедеваВалентинаВасильевна
ПоличЛилияМихайловна
СеменоваЛенураМузафферовна
КравчукЛюдмилаТихоновна
ЗгоранОльгаНиколаевна
Канцевич Наталья Васильевна
ИсаеваМаринаВитальевна
ЯрусевичМарияАлександровна
КолимбетИннаАлександровна
дата
подпись
18