РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ Правдовская школа
Протокол № 9 от26.08.2022г
УТВЕРЖДЕНО
Приказом №158
от 26.08.2022г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о поурочном планровании в МБОУ Правдовская школа
1. Общие положения
1.1. Данное Положение о поурочном планировании учителя общеобразовательной
организации, работающего по ФГОС, разработано в соответствии с Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от
25 декабря 2023 г., Письмом Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и
правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», в
соответствии с утвержденной номенклатурой школы.
1.2. Поурочный план урока — документ, регламентирующий деятельность учителя по
планированию и организации образовательной деятельности на уроке в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования.
1.3. Поурочный план урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой и
календарно-тематическим планированием учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
1.5. Наличие поурочного плана урока является обязательным для работы учителя
общеобразовательной организации.
1.6. Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и
использования той или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и
материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной
образовательной организацией, методов оценки знаний обучающихся.
1.7. Основное назначение поурочного плана урока:
определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;
определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном,
предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего общего образования;
группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение
последовательности его изучения;
выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью
активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий
для овладения обучающимися универсальными учебными действиями.
1.8. Поурочный план составляется на урок и может быть востребован администрацией и
другими контролирующими органами.
1.9. Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у
него нет поурочного плана.
1.10. Поурочный план урока хранится у учителя и предъявляется по требованию
администрации в день проведения урока.
2. Разработка поурочного плана
2.1. Поурочный план урока может быть составлен в форме конспекта,
технологической карты, в которой фиксируются узловые блоки:
Целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);
плана, или
Инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);
организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо
сделать, воплотить).
2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и
планируемые результаты урока.
Тема урока — проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета,
дисциплины, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной
деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате
технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его
компетенций, вектор личностного развития.
Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи — образовательной,
развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить
формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных,
коммуникативных и познавательных.
Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и
метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные
учебные действия).
2.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в поурочном
плане урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
Задачи урока — ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке,
которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет
выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности
обучающихся на уроке.
Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии
с логикой его сущностных целей и задач.
Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники
информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной
деятельности обучающихся.
2.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми
в поурочном плане урока, являются: основные понятия, организация пространства,
межпредметныесвязи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
Основные понятия – ключевые термины, названия, правила, алгоритмы, которые в
результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.
Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы
деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению
учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий
обучающихся.
Межпредметные связи отражаются в поурочном плане урока при их наличии. Учителю
необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с
изучаемым предметом.
Действия обучающихся как раздел поурочного плана урока отражает деятельность
обучающихся на уроке –действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной
или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения,
которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Диагностика результатов отображает в поурочном плане урока разнообразные методы
контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование
самостоятельной работы дома.
Домашнее задание указывается в поурочном плане урока при его наличии и должно
определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный
характер.
2.5. Этапы планирования урока:
определение типа урока, разработка его структуры;
отбор оптимального содержания учебного материала урока;
выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;
выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального
объема их самостоятельной работы;
определение формы и объема домашнего задания;
определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
оформление поурочного плана урока.
2.6. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса,
уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации
познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных
действий;
дифференциация учебных заданий.
3. Оформление поурочного плана
3.1. Поурочный план оформляется в виде плана, конспекта или технологической карты
3.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную
содержательную.
3.3. В формальную часть конспекта включается:
номер урока в изучаемой теме;
дата урока;
класс;
тема урока;
цель урока;
планируемые результаты;
тип урока;
оборудование.
и
3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия,
последовательность и содержание которых зависит от специфики конкретного предмета.
Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части поурочного плана урока и
ее оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным
поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательной деятельности.
В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны
присутствовать пометки о решении задач и планируемых УУД. Пометки учитель делает
справа в отдельной колонке.
В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны
присутствовать пометки об индивидуальной работе со слабоуспевающими обучающимися,
с одаренными и высоко мотивированными учениками.
Поурочный план может быть рукописным или напечатанным..
Учителям высшей квалификационной категории (имеющим звания, являющимся
победителями или призерами профессиональных конкурсов, «Учитель года») разрешается
писать краткие поурочные планы (такие, какие будут удобны учителю). Однако, если в
случае осуществления внутришкольного контроля (планового и внепланового)
администрацией школы будет указано на недостаточно высокий уровень проведенного
урока и сделаны серьезные замечания, администрация школы имеет право обязать учителя
писать поурочные планы на общих основаниях.
4. Контроль и хранение поурочных планов
Контроль над ведением и оформлением поурочного плана учителя осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор школы.
После посещения урока учителя проверяются поурочные планы по посещенному
учебному предмету.
Поурочный план хранится у учителя стажем до 3-ех лет- в течение месяца; учитель со
стажем работы от 3-ех и более лет хранит поурочный план до конца рабочего дня.
Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет),
но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте
(учитываются особенности класса, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и т.д.)
5. Заключительные положения
Настоящее Положение о поурочном плане учителя является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
Положение о поурочном плане учителя общеобразовательной организации принимается
на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.