Адаптированная рабочая программа учебного предмета русский язык 7 класс обучающегося с задержкой психического развития

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
Колесниченко Е.А.
Протокол № 1
От 26 .08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
______ Святогор Н.Н.
29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_____ Малюк Л.П.
Приказ № 137
от 02.09 . 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7 )
7 класс

основного общего образования
с. Правда, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной
рабочей программы основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов
разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией. Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего образования отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык» представлены в ООП ООО МБОУ Правдовская школа. Специальной
целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение
необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как
формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,

владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Цель и задачи преподавания русского языка
обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности
учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку обучающихся с ЗПР на уровне основного
общего образования:
воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,
основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к
русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности,
стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный
материал по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным
обучающимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе,
сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся
работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого
материала. Таким обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными
умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании
заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь
изучаемого материала с реальной жизнью. Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа
вводимых специфических понятий, которые будут использоваться. Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было
объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем

сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими
языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
Одна из особенностей устной и письменной речи обучающихся с ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении
причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7
класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». С усилением практической направленности и уменьшением доли
теоретического материала изучаются такие темы, как «Причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль)»; «Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях»; «Не с
причастием»; «Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола»; «Одна буква н в
кратких причастиях»; «Деепричастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)»;
«Непроизводные и производные предлоги». Для изучения данного материала подбираются доступные для выполнения варианты
заданий с использованием смысловой опоры. Наибольшее время стоит уделить таким темам, как «Причастный оборот. Обособление
причастного оборота», «Деепричастный оборот. Обособление деепричастного оборота», которые требуют многократного закрепления.
В практическом плане (с использованием терминологии по визуальной основе) изучаются: образование действительных и
страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; формообразующие,
отрицательные и модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский язык» Содержание видов деятельности
обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми образовательными потребностями в целом, а также
особенностями их речевого развития. Учитывая недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов речи
следует предусматривать дополнительную работу на уроке по расширению словарного запаса, развитию связной речи,
совершенствованию фонематических процессов. Также важным является адаптация формулировок по грамматическому и
семантическому оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления на короткие смысловые единицы,
задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР. Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной информации в случае затруднений,
упражнять навыки самоконтроля и самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе выполнения задания
смысловые опоры, образец, визуализацию. Необходимым является усиление практических упражнений, позволяющих
автоматизировать навык, повысить осознанность применения орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении
материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы), привычных для обучающихся
мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий). Для развития умения
делать выводы обучающимися с ЗПР следует использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению тезисов и
конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций
социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовку сообщения на заданную тему с поиском
необходимой информации, коллективные проектные работы. Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует

ООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или
расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется
в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные
схемы для актуализации терминологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь -языка, культуры и истории народа.
Язык и речь Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. Виды диалога: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение). Структура текста. Абзац. Информационная переработка
текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста. Способы и
средства связи предложений в тексте (обобщение). Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические (обобщение). Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Смысловой анализ текста: его
композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых
средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический,
официально-деловой), язык художественной литературы. Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью). Употребление языковых средств выразительности в
текстах публицистического стиля. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи Морфология как раздел науки о языке (обобщение). Причастие
Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах. Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в
причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы
страдательных причастий. Склонение причастий. Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот. Морфологический
разбор причастия. Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий —
горячий). Употребление причастий с суффиксом -ся. Согласование причастий в словосочетаниях типа прич. + сущ. Ударение в
некоторых формах причастий. Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий.
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Правописание окончаний причастий. Слитное и
раздельное написание не с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Деепричастие
Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах. Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии.
Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастие в составе
словосочетаний. Деепричастный оборот.
Морфологический разбор деепричастия. Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. Правильное построение
предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной
степеней сравнения наречий. Словообразование наречий. Синтаксические свойства наречий. Морфологический разбор наречия.
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий. Роль
наречий в тексте. Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями;
н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после
шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Слова категории состояния
Общее представление о словах категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи Общая характеристика служебных
частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов. Разряды предлогов по происхождению: предлоги
производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные. Морфологический разбор предлогов.
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Нормы употребления имён
существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из — с, в — на. Правильное образование
предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез. Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Разряды
союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и
подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы. Морфологический разбор союзов. Роль союзов в
тексте. Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Использование союзов как
средства связи предложений и частей текста. Правописание союзов. Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки
препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Формообразующие и смысловые частицы. Разряды частиц по значению и употреблению:
отрицательные, модальные. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные
особенности предложений с частицами. Морфологический разбор частиц. Смысловые различия частиц не и ни. Использование

частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями
речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов. Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные
междометия); междометия производные и непроизводные. Морфологический анализ междометий. Использование междометий и
звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и
пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении.
Настоящая программа реализуется через линию учебников Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. для 5-9 классов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение языковой культурой как средством познания мира; понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной
культуры;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; стремление к речевому
самосовершенствованию; формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной
деятельности;
умение различать учебные ситуации, в которых обучающийся может действовать самостоятельно, и ситуации, где следует
воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами; умение ориентироваться в требованиях и
правилах проведения промежуточной и итоговой аттестации;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки различных
языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и т.п.);устанавливать причинно-следственные связи при
применении правил русского языка; владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; применять и создавать схемы для решения учебных
задач при овладении предметом; пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при написании
коллективного сочинения, изложения); соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступать
перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку,
ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения; использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по
русскому языку; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; понимать причины, по которым не
был достигнут ожидаемый результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за диктант тройка, зато не было
ошибок в написании безударных гласных); регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его
мнению; признавать свое и чужое право на ошибку.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план, опорные слова объёмом не менее 7 предложений на основе
наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание,
монолог-рассуждение, монолог- повествование); выступать с научным сообщением с опорой на презентацию, развёрнутый план.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 4
реплик. Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации. Владеть различными
видами аудирования (выборочное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть
различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный
текст объёмом не менее 110 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение- размышление) объёмом не менее 220 слов: устно и письменно
формулировать тему и главную мысль текста по предварительному совместному анализу; формулировать вопросы по содержанию
текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме по плану, перечню вопросов
содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не

менее 170 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 190 слов). Осуществлять адекватный выбор языковых средств для
создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы
современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100-110 слов; словарного диктанта
объёмом 20-25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100-110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил
правописания (в том числе содержащего не более 20 орфограмм, 4-5 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми написаниями);
соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать с направляющей помощью педагога текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его
структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические. Проводить по предварительному совместному анализу смысловой анализ текста, его
композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Выявлять лексические и грамматические средства связи
предложений и частей текста. Создавать с опорой на план, опорные слова тексты различных функционально-смысловых типов речи с
опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более
предложений; сочинения объёмом от 60 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями
информационной переработки текста после предварительного анализа: составлять план прочитанного текста (простой, сложный;
назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать
способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических
словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде
презентации. Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в
виде текста. Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью
совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать с направляющей помощью педагога функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные
стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Характеризовать с направляющей
помощью педагога особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых
средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности
жанров (интервью, репортаж, заметка). Создавать с опорой на план, опорные слова тексты публицистического стиля в жанре
репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция). Владеть нормами построения текстов публицистического
стиля. Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности),
особенности жанра инструкции. Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА

Распознавать изученные орфограммы; проводить с опорой на алгоритм орфографический анализ слов; применять знания по
орфографии в практике правописания. Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа
различных видов и в практике правописания.
Объяснять по предварительному совместному анализу значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов
(на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка. Распознавать по визуальной опоре
метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и
использовать в речи как средство выразительности. Характеризовать с опорой на алгоритм слово с точки зрения сферы его
употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить с опорой на алгоритм
лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике. Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике. Морфология. Культура речи
Распознавать по алгоритму учебных действий причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы),
междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический разбор: определять общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять с направляющей помощью педагога признаки глагола и имени
прилагательного в причастии. Распознавать с опорой на образец причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и
страдательные причастия. Различать и характеризовать с опорой на образец полные и краткие формы страдательных причастий.
Склонять причастия. Проводить по алгоритму учебных действий морфологический разбор причастий, применять это умение в
речевой практике. Составлять по смысловой опоре словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать по
смысловой опоре причастные обороты. Определять роль причастия в предложении. Уместно использовать причастия в речи.
Различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно употреблять
причастия с суффиксом -ся. Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ. Правильно ставить
ударение в некоторых формах причастий. Применять по визуальной опоре правила правописания падежных окончаний и суффиксов
причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных
причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания не с причастиями.
Правильно расставлять по алгоритму учебных действий знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов. Определять с направляющей помощью педагога признаки глагола и наречия
в деепричастии. Распознавать с опорой на образец деепричастия совершенного и несовершенного вида. Проводить по алгоритму
учебных действий морфологический разбор деепричастий, применять это умение в речевой практике. Конструировать по смысловой
опоре деепричастный оборот. Определять роль деепричастия в предложении. Уместно использовать деепричастия в речи. Правильно
ставить ударение в деепричастиях. Применять по визуальной опоре правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила
слитного и раздельного написания не с деепричастиями. Правильно по смысловой опоре строить предложения с одиночными

деепричастиями и деепричастными оборотами. Правильно по алгоритму учебных действий расставлять знаки препинания в
предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Распознавать с опорой на образец наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий
по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи. Проводить по
алгоритму учебных действий морфологический разбор наречий, применять это умение в речевой практике. Соблюдать нормы
образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения. Применять по визуальной опоре
правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о
наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Иметь общее представление о словах категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать с опорой на образец производные и непроизводные предлоги,
простые и составные предлоги. Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;
соблюдать по визуальной опоре нормы правописания производных предлогов. Соблюдать нормы употребления имён
существительных и местоимений с предлогами, предлогов из — с, в — на в составе словосочетаний; правила правописания по
смысловой опоре производных предлогов. Проводить морфологический разбор предлогов, применять это умение при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать с опорой на образец разряды союзов по значению, по строению;
объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания
союзов, постановки с опорой на схему знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки с опорой на схему знаков
препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения. Проводить
морфологический разбор союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в
передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные особенности
предложений с частицами. Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать по
визуальной опоре нормы правописания частиц. Проводить морфологический разбор частиц, применять это умение в речевой
практике. Междометия и звукоподражательные слова

Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в
речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический разбор междометий; применять это умение в речевой практике. Соблюдать с опорой на схему
пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.

7 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольны
е работы

Всего

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Язык как развивающееся явление

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

1
1

Раздел 2. Язык и речь
2.1

Монолог и его виды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

2.2

Диалог и его виды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

2

Раздел 3. Текст
3.1

Основные признаки текста
(повторение)

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

3.2

Информационная переработка текста.
Смысловой анализ текста

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

3.3

Функционально-смысловые типы речи.

4

2

Библиотека ЦОК

Рассуждение как функциональносмысловой тип речи
Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f4159f6
8

Раздел 4. Функциональные разновидности языка
4.1

Публицистический стиль

4

4.2

Официально деловой стиль

2

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

6

Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия
5.1

Морфология как раздел науки о языке
(обобщение)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.2

Причастие как особая форма глагола

20

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.3

Деепричастие как особая форма глагола

14

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.4

Наречие

21

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.5

Слова категории состояния

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.6

Служебные части речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.7

Предлог

12

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.8

Союз

12

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.9

Частица

12

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.10

Междометия и звукоподражательные
слова

4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.11

Омонимия слов разных частей речи

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136 :
работа с
учителем: 68;
самостоятельна
я работа: 68

8

37

Приложение
к Рабочей программе (КТП)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».