Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение.7класс» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

Соответствует ФАОП ООО
обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 № 1026

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета Чтение
для обучающихся 7 класса

с. Правда, 2024 год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение.7класс» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана на основе:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»
2. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 года № 1026)
Предмет относится к области «Язык и речевая практика».
Программа по предмету «Чтение» обучающегося 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предназначена
для реализации в условиях индивидуального надомного образования. В учебном плане на 2024-2025 учебный год.. На изучение данного
предмета в 7 классе выделено 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год (34 учебные недели). Из них аудиторная нагрузка составляет 2
часа в неделю, на самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 / 68 ч .
Рабочая программа ориентирована на работу с учебником: Чтение. 7 класс: учебник для образовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / автор - составитель: А.К.Аксёнова. – 17-е издание .- М.: Просвещение, 2024
год.
Предмет «Чтение» изучается с целью создания условий для овладения обучающимся навыками правильного, осознанного,
выразительного чтения.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию произведений;
2. повышение способности понимать прочитанное;
3. формирование интереса к чтению;
4. понимание значения навыка чтения;

5. развитие устной речи;
6. на примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Для решения этих задач и организации обучения чтению обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
программе определены темы, на материале которых уделяется большое внимание развитию речи обучающегося и его мышлению.
Основные направления коррекционной работы:
1. развитие памяти;
2. коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи;
3. коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение ".
1. Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной
подготовки);
определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического
работника текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника;
заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных
заданий.
2. Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам
героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение
художественной литературы;
знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Определенные рабочей программой планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности
обучающихся с легкой умственной отсталостью и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной
деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной
отсталостью, в рабочей программе представлены только личностные и предметные планируемые результаты.
Личностные результаты освоения учебного предмета :
1. эмоциональное восприятие художественного текста;
2. эмоциональное отношение к поступкам героев прочитанных произведений;
3. первоначальные представления о нравственном смысле некоторых понятий (доброта, сострадание, уважение к старшим и некоторые
другие), отражённых в литературных произведениях;
4. чувство любви к Родине и малой Родине;
5. ориентация в нравственном содержании поступков героев прочитанных произведений (с помощью учителя).
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения
предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:
1. умение правильно и осознанно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
2. умение отвечать на вопросы учителя по содержанию текста;
3. умение участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
4. умение пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
5. умение выразительно читать наизусть стихотворения по программе с частичной помощью учителя.
Достаточный уровень:
1. умение осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и структуре
слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
2. умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
3. умение определять основную мысль текста после его предварительного анализа;
4. умение читать текст про себя с выполнением заданий учителя;
5. умение определять главных действующих лиц произведения, элементарно оценивать их поступки;
6. умение читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
7. умение пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
8. умение выразительно читать наизусть стихотворения по программе.
Содержание учебного предмета
Раздел 1.Устное народное творчество.
Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Былина
«Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…». По улице мостовой. Пословицы. Загадки.
Раздел 2. Из произведений русской литературы XIX века.
А.С. Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…».
А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин «У Лукоморья».
М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения.«Бородино».
И.А. Крылов. Особенности басен Крылова. Басня «Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська».
Н.А. Некрасов. Биографические сведения. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».
Л.Н. Толстой. Биографические сведения. «Кавказский пленник»( в сокращении).

А.П. Чехов. Биография писателя. «Хамелеон».
В.Г. Короленко. Биографические сведения. Повесть «Дети подземелья»(в сокращении).
Раздел 3. Из произведений русской литературы XX века.
А. М. Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство». Отрывки из повести «В людях».
М. В. Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна».
К. Г.Паустовский. Биографические сведения. Рассказ «Последний черт».
М.М. Зощенко. «Великие путешественники».
К. М. Симонов. Биографические сведения. «Сын артиллериста»( отрывки).
В.П. Катаев. Биографическая справка. «Флаг».
Н.И. Рыленков. Биографическая справка. «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки», «Все в танцующей дымке».
Ю.И. Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».
Ю. Я .Яковлев «Багульник».
Р. П. Погодин. Биографическая справка. «Время говорит - пора».
А.Г. Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля»(отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).
К.Я. Ваншенкин. Биографическая справка. «Мальчишка», «Снежки».
Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса.
Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания (модуль «Школьный урок»).
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания:

-устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающейся способствующие позитивному восприятию обучающейся
требований и просьб учителя, привлечению её внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;
-формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ,ценностям народов России и народов мира; готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- совершенствовать духовно-нравственных качеств личности;
- формировать позитивное отношение к здоровому и безопасному образу жизни.
Календарно-тематическое планирование по чтению
Раздел
Тема урока
Виды учебной деятельности обучающихся
программы
Устное
народное
творчество.

1. Устное народное творчество.

Жанры устного народного творчества.

Выявление знаний школьников по данной теме. Работа над пониманием
фольклорного текста, изучение жанров народного творчества, понимание
происхождения устного народного творчества. Работа над выразительным чтением.
Заучивание наизусть. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в
парах.

Колво
часов

1

2. Русская народная сказка "Сивкабурка".

Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением.
Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением
морали сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом.
Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений.

1

3. Русская народная сказка "Журавль и
Цапля"

Совершенствование техники чтения, работа над выразительным чтением.
Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением
морали сказки, признаков сказки, сказочных формул. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и поговорок с
текстом сказки. Работа над образами персонажей сказки. Работа с иллюстративным
материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений.

1

4. Русская народная сказка "Умный
мужик"

Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением.
Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением
морали сказки, признаков бытовой сказки, сказочных формул. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и
поговорок с текстом сказки. Работа над описанием героев сказки, их характерами и
поступками. Работа с иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с
использованием сказочных слов и выражений.

1

5- 6. Былина "Три поездки Ильи
Муромца".
Развитие речи. Устный пересказ

Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением.
Выборочное чтение. Анализ былины по вопросам учителя. Работа над выяснением
идеи былины, признаков былины. Работа над сложными для понимания словами и
выражениями. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом былины. Работа над
составлением характеристики главного героя. Работа с иллюстративным
материалом.

2

7.Народные песни: «Ах, кабы на цветы
не морозы…», «По улице мостовой».

Работа над выразительным чтением. Анализ народных песен с опорой на вопросы
учителя, музыку, произведения искусства. Работа над особенностями текста
фольклорной песни.

1

8. Пословицы, поговорки и загадки.

Работа над особенностями народных произведений малых форм. Работа над
смысловым значением пословиц и поговорок. Подбор пословиц по разной тематике.
Отгадывание загадок. Самостоятельное составление загадок. Проведение конкурсов
и викторин. Работа в парах и группах.

1

9. Загадки. . Внеклассное чтение
"Русские народные сказки"

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. . Работа с иллюстративным
материалом к сказкам, в том числе выполненным самими учащимися. Работа с

1

Творчество
А.С.Пушкин
а

Творчество
М.Ю.Лермо

10. Контрольная работа по теме
«Устное народное творчество»
Тестовые задания

выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.
Работа над пониманием особенностей жанра сказки, видами сказок(волшебные,
бытовые, о животных). Проведение конкурса, викторины, соревнования по знаниям
сказок. Работа в парах, группах.

1

11. А.С.Пушкин. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.С.Пушкина.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях А.С.Пушкина.

1

12. А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане...».

Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением.
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа
над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки,
сказочных формул. . Работа над сложными для понимания словами и выражениями.
Работа над иллюстративным материалом. Работа над характеристиками
персонажей, внешним видом, поступками. Коллективное обсуждение,
высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки.

1

13 - 14. А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по
вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства,
музыку. Составление образа няни. Работа над сложными для понимания словами и
выражениями. Разучивание стихотворения наизусть.

2

15. А.С.Пушкин «У Лукоморья»
(отрывок из поэмы "Руслан и
Людмила").

Работа над выразительным чтением. . Анализ стихотворения по вопросам учителя с
опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Выборочное
чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями.

1

16. М.Ю.Лермонтов. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.Ю.Лермонтова.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

1

нтова.

17 Развитие речи. Заучивание
наизусть. М.Ю.Лермонтов.
«Бородино».

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по
вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства,
музыку. Составление образа солдата. Работа над сложными для понимания словами
и выражениями. Определение главной мысли (идеи) стихотворения. Коллективное
обсуждение, высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из
стихотворения.

1

Творчество
И.А.Крылов
а

18. И.А.Крылов. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества И.А.Крылова.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях И.А.Крылова.

1

Повторение особенностей басни как жанра литературы. Работа над выборочным
чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с
иллюстративным материалом. . Анализ произведений по вопросам учителя. Работа
над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика
персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и
чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и басней.
Использование элементов драматизации. Определение морали басен. Заучивание
басни наизусть.

1

Повторение особенностей басни как жанра литературы. Работа над выборочным
чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с
иллюстративным материалом. . Анализ произведения по вопросам учителя. Работа
над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика
персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басни с поступками и
чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и басней.
Использование элементов драматизации. Определение морали басни.

1

. И.А.Крылов. «Кукушка и Петух».

19. И.А.Крылов. «Волк и Журавль».

Творчество
И.А.Крылов
а

20. И.А.Крылов «Слон и Моська».

Творчество
Н.А.
Некрасова.

Творчество
Л.Н.
Толстого

21 Развитие речи :мини-сочинение "О
чем рассказывают басни"

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование
элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками
учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг,
дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.

1

22. Н.А.Некрасов. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н.А.Некрасова.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях Н.А.Некрасова.

1

. Н.А.Некрасов. «Несжатая полоса».

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям.
Работа над выборочным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя.
Работа над средствами выразительности в стихотворении. Работа с
иллюстративным материалом. Словесное рисование. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями.

23. Н.А.Некрасов. «Генерал
Топтыгин».

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям.
Работа над выборочным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя.
Работа над средствами выразительности в стихотворении. Работа с
иллюстративным материалом. Работа над сложными для понимания и незнакомыми
словами и выражениями. Характеристика персонажей.

1

24. Л.Н.Толстой. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Л.Н.Толстого.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях Л.Н.Толстого.

1

25-28. Л.Н.Толстой. «Кавказский
пленник». Развитие речи Изложение
эпизода.

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных
действующих лиц. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки

4

Развитие речи. Сравнительная

Творчество
А.П.Чехова

характеристика

зрения. Деление текста на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом
содержания прочитанного.

Произведения Л.Н.Толстого о силе
человеческого характера, о смелых и
красивых поступках людей.

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Анализ
прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков.

29. А.П.Чехов. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.П.Чехова.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях А.П.Чехова.

А.П.Чехов. «Хамелеон».

1

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных
действующих лиц. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Коллективное
обсуждение, высказывание собственной точки зрения.

Творчество
В.Г.
Короленко

30. В.Г. Короленко. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.Г.Короленко.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

1

Творчество
В.Г.
Короленко

31 – 33. В.Г.Короленко «Дети
подземелья».

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Сравнение
взаимоотношений Валека и Васи с сестрами. Работа над пересказом прочитанного,
работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном.

3

. Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков

1

Развитие речи

34. Контрольная работа по теме
«Произведения русской литературы 19

Творчество
А.М.
Горького

века. Письменный ответ на один из
проблемных вопросов.

из произведений. Характеристика персонажей и их поступков.

35. М. Горький. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.М.Горького..
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

1

36 – 38 Развитие речи

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Работа над пересказом
прочитанного, работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения
о прочитанном.

3

М. Горький. «Детство».

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Озаглавливание частей
текста, работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной
мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном.
Творчество
В.М.
Исаковского

39. М.В. Исаковский. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.М.Горького..
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над
выразительным чтени ем. Сравнительный анализ произведений М.Горького и
стихотворения М.Исаковского. Уметь выразительно читать по ролям
стихотворение.

1

40. М.Исаковский. «Ветер», «Весна».

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства,

2

«Детство».

Творчество
К.Г.Паустов
ского

41 Развитие речи

музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотворений по вопросам учителя.
Выборочное чтение. Работа над выразительными средствами языка. Словесное
рисование. Разучивание стихотворения наизусть.

42. К.Г.Паустовский. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества К.Г.Паустовского..
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях К.Г.Паустовского.

К.Г.Паустовский. «Последний черт».

1

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над просторечными словами и выражениями. Работа над
трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над
рассказом-описанием. Работа над характеристикой героев. Высказывание своего
мнения о прочитанном.
Творчество
М.М.
Зощенко

43 М.М.Зощенко. Биография. «Великие
путешественники».

Совершенствование техники чтения. Работа над выборочным чтением. Анализ
текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над
характеристикой героев. Нахождение смешного и комичного в рассказе.
Высказывание своего мнения о прочитанном.

1

Творчество
К.М.
Симонова

44.К.М.Симонов. Биография.

Знакомство с биографией и основными этапами творчества К.М.Симонова.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

1

Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников.

1

К.М.Симонов. «Сын артиллериста».

45 . Контрольная работа по изученным
произведениям, Тестовые задания.

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с
иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Определение
главной мысли произведения. Соотнесение пословиц с содержанием текста.
Высказывание своего мнения о прочитанном. Разучивание наизусть отрывка
стихотворения.

Творчество
В.П.Катаева

46. -47. В.П.Катаев. «Флаг».

Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.П.Катаева.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о подвигах
солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники
чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением.
Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа
над характеристиками героев. Определение главной мысли произведения.
Составление рассказа по прочитанному. Сравнение стихотворения К.Симонова
"Сын артиллериста" и рассказа В.Катаева "Флаг". Высказывание своего мнения о
прочитанном.

2

Творчество
Н.И.
Рыленкова

48. Н.И.Рыленков. Биография.
«Деревья».

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н.И.Рыленкова.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выразительное чтение.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над
характеристикой героя. Определение главной мысли стихотворения. Сравнение
стихотворения М.Исаковского "Детство" и стихотворения Н.Рыленкова "Деревья".
Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения.

1

49- 50. Н.И.Рыленков. «Весна без
вещуньи-кукушки…». "Все в тающей
дымке…».

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства,
музыку, знания и опыт школьников. Выразительное чтение стихотворений.
Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными
текстами. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка.
разучивание стихотворения наизусть.

2

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю.И.Коваля.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование
техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Составление характеристики клеста по данному плану. Характеристика рассказчика
истории по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом.
Озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану. Выделение главной мысли
рассказа. Коллективное обсуждение.

2

53 - 55. Ю.И.Коваль. «Картофельная

Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя.
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделение комического в рссказе.
Составление характеристики собаки Тузика. Характеристика рассказчика истории
по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом. Описание собак по
плану. Составление рассказа от первого лица.

3

Творчество
Ю.Я.
Яковлева.

56 – 58. Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю.Я.Яковлева.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о породах собак с опорой на
иллюстрации и знания учащихся. Совершенствование техники чтения. Анализ
рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики
героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Составление рассказа от
первого лица. Составление рассказа по данному плану. Выделение главной мысли
рассказа. Коллективное обсуждение.

3

Творчество
Р.П.
Погодина

59 - 61. Р.П.Погодин. Биография. "Время
говорит - пора".

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р.П.Погодина.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Ответы на вопросы
учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по
вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев
рассказа. Работа с иллюстративным материалом. . Выделение главной мысли
рассказа. Коллективное обсуждение.

3

Творчество
Ю.И.Коваля

51. Ю.И.Коваль. Биография. «Капитан

Клюквин».

52. Развитие речи

собака».

Творчество
А.Г.
Алексина.

62-63. А.Г.Алексин. «Двадцать девятое

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.Г.Алексина.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование
техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение
по ролям. Сопоставление пословицы с текстом произведения. Работа над описанием
внешнего вида Лили Тарасовой. Характеристика героев рассказа. Работа с
иллюстративным материалом. Деление текста на части по данному плану, пересказ
по плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение.

2

Творчество
К.Я.
Ваншенкина

64-65 К.Я.Ваншенкин. "Мальчишка",
"Снежки"

Знакомство с биографией и основными этапами творчества К.Я.Ваншенкина.
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над
выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное
чтение. Составление характеристики героев стихотворения. Работа с
иллюстративным материалом. Выделение главной мысли стихотворения.
Коллективное обсуждение.

5

февраля».

66. Контрольная работа по изученным
произведениям.
67 -68 Анализ изученного материала.

№п/п

Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3

Название разделов

Устное народное творчество.
Из произведений русской
литературы XIX века.
Из произведений русской
литературы XX века.

Количество часов
Занятия
Самостос
ятельная
учителем
работа
10
10
24
24
34

34

Из них
Развитие
Контрольречи
ные
работы
1
1
4
1
6

2

Итого

68

68

11

4

Электронные образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson
учебное пособие Чтение.:7-й класс:учебник для ОО, реализующих адаптированные общеобразовательные программы/автор-составитель
А.К.Аксёнова.-17-е изд.,стер. – Москва:Просвещение,2024.-286.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».