Адаптированная рабочая программа 7 класс по Литература для обучающихся ЗПР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
Соответствует ФАОП ООО
Приказ Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 № 1025

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета литература
для обучающихся 7 класса

с Правда, 2024

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература.7класс» обучающегося с задержкой психического развития
разработана на основе:
Федеральной рабочей программы по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне
основного общего образования, которая в свою очередь подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО), Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного общего образования по
учебному предмету «Литература», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития.
Количество часов соответствует программным требованиям: 68часов в год, 1,5 часа в неделю, 0,5 для самостоятельного изучения.
Учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература 7 класс», М. Просвещение 2023г.
Цели программы:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа
художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

1. Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя, с соблюдением
норм литературного произношения;
- отвечать на вопросы учителя;
-выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения;
- делить текст на части с помощью учителя, озаглавливать каждую часть и составлять с помощью учителя план;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- самостоятельно читать несложные рассказы с выполнением различных заданий учителя;
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений
Личностные и предметные результаты освоения курса.














Личностные результаты
Положительно относиться к учебному труду
Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в социальных ситуациях.
Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей
действительности.
Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев
Предметные результаты
Минимальный уровень
чтение вслух доступный текст целыми словами и по слогам правильно, выразительно, осознанно;
находить, читая « про себя», отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
отвечать на вопросы по содержанию текста (с помощью учителя);
заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);



























принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Достаточный уровень
читать доступный текст целыми словами вслух правильно, осознанно, выразительно в трудных случаях – по слогам;
читать про себя, выполняя задания к тексту;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
выучить наизусть 6-8 стихотворений;
читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя;
Личностные учебные действия:
Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
2.Положительно относиться к учебному труду
3.Воспринимать произведения искусств
4.Сформировать понятия «Трудовая деятельность и люди труда».
5. Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
6.Сформировать понятия культурного наследия родного края.
Познавательные учебные действия:
1.Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей
действительности; работать с доступной по содержанию и структуре информацией (схема, таблица, текст, изображение)
2. Использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания
3. Делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале и доступном вербальном материале,
формирование представлений об анализе, синтезе в соответствии с индивидуальными возможностями
Коммуникативные учебные действия:
1.Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в соц.ситуациях.
2.Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
3.Иметь представление о различных источниках и средствах получения информации
Регулятивные учебные действия:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, произвольно включаться в деятельность.
Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, иметь представление о различных видах инструкций для выполнения задач.
3.Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оценивать друг друга по предложенным критериям;
определять успешность своей деятельности в диалоге с учителем.
Осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев.
Принимать оценку своей деятельности, корректировать её с учетом выявленных ошибок.

7 класс Предметные результаты

1) иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности литературы, осознавать её роль в
воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) иметь представления о специфике литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить, с опорой на план, смысловой анализ произведений фольклора и художественной литературы;
воспринимать, анализировать и оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР),
иметь представление, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира:
- анализировать с направляющей помощью педагога произведение в единстве формы и содержания; определять
тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять особенности
композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической проблематики произведений (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);
- понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и учиться
самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и
устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть,
роман, поэма, песня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой; портрет, пейзаж, интерьер; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола;
антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
- выделять, с направляющей помощью педагога, в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;
- сопоставлять по плану произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка;
- сопоставлять изученные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства
(живопись, музыка, театр, кино);

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 6–7 поэтических произведений, не
выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом актуального уровня развития обучающихся с
ЗПР);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100–110 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; *с направляющей помощью педагога
исправлять и редактировать собственные письменные тексты*;с направляющей помощью педагога собирать материал и
обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта на предложенную
педагогом литературную тему;
8) с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные
произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для
самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям педагога, в том числе за
счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично
представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме;
самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках
для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в
художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былины.
«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство
собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.
Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).
Пословицы и поговорки. (1 час).
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и
точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия
пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к
личности, гимн любви, верности.
Теория. Поучение (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов
Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестолея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.
Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория.Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин.
Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин . Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу
пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы,
прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII).
Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная
мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория.Летопись.
«Борис Годунов» (сцена вЧудовоммонастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о
значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и
чувства протеста. Гуманизм повести.
Теория. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов .
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом
прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с
Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка
героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь .Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл
этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев.
Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный
мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев
о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие
взаимоотношения.
«Бирюк». Для чтения и обсуждения.
Теория. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов .
Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,
отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль
поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой Краткий рассказ о писателе. Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого.
Нравственная проблематика произведения.
Теория. Роман.(начальное понятие).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм
генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик».
Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.
Теория. Гротеск (начальное понятие).
Лев Николаевич Толстой .
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и
взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов .
Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие
фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П.
Чехова.
Теория. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев,
И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Максим Горький .
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед
Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).Изображение быта и характеров. Вера
в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.
Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев .
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос
произведения.
Владимир Владимирович Маяковский .
Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли
поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к
лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Андрей Платонович Платонов .

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем.
Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире».Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не
похожие» герои Платонова.
Борис Леонидович Пастернак.
Лирика. Чтение и анализ стихов.
Александр Трифонович Твардовский .
Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве,
подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория. Лирический герой (развитие понятия).
Час мужества
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет
войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.
Федор Александрович Абрамов.
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов .
Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против
равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе
человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков .
Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев.
«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные
представления).
Михаил Зощенко
«Беда».Смеяться или плакать.
"Тихая моя родина…"
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н.
Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и
индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи поэтов 20 века.
Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ .
Расул Гамзатов
Знакомство с творчеством поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс.
Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический
характер произведения.
Джордж Гордон Байрон.
«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия).
Теория. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри
«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Прочитайте летом.

Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания (модуль «Школьный урок»).
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания:

-устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающейся способствующие позитивному восприятию обучающейся
требований и просьб учителя, привлечению её внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;

-формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ,ценностям народов России и народов мира; готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- совершенствовать духовно-нравственных качеств личности;
- формировать позитивное отношение к здоровому и безопасному образу жизни.

Тематическое планирование с видами
деятельности
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока

Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы
Предания. «Воцарение Ивана Грозного»,. Поэтическая
автобиография народа.«Петр и плотник»
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский
цикл былин
Киевский цикл былин
Карело-финский эпос. «Калевала»
Французский эпос «Песнь о Роланде»
Народная мудрость пословиц и поговорок.
Афористические жанры фольклора
Пословицы и поговорки
«Поучение Владимира Мономаха».«Повесть о Петре и
Февронии Муромских» - гимн любви и верности
М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого».
Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. «Признание»
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её
летописный источник
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её
летописный источник
Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок).

часы
1

Основные виды учебной деятельности

1

Выяснить, почему человек- важная проблема в литературе,
привести примеры произведений
Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой
фольклор? Чем отличается предание от сказания?
Описать образ героя

1
1
1
1

Выяснить особенности былины
почему у каждого народа свой фольклор?
Ответить на вопросы статьи учебника
Ответить на вопросы теста.

1
1

Ответить на вопросы статьи учебника
Выразительное чтение.

1
1
1

Составить план пересказа статьи учебника
Составить план пересказа статьи учебника
Чтение по ролям. Словарная работа

1

Составление цитатного плана. Пересказ.

1

Выразительное чтение отрывка

1

Образ Пимена

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

«Станционный смотритель».Как изображён
«маленький человек» в повести
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (эпизод)
Развитие речи. Образ «маленького человека» в
повести (устное сочинение)
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова …»
- поэма о прошлом Руси
Песня про купца Калашникова: защита человеческого
достоинства
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Молитва»,
«Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива»
Мои любимые стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.
Лермонтова
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого
товарищества, осуждение предательства
Остап и Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (эпизод)
Прославление боевого товарищества,осуждение
боевого товарищества
Развитие речи. Подготовка к написанию классного
сочинения
Развитие речи. Классное сочинение-рассуждение по
повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Остап и Андрий –
братья и враги»
Тургенев И.С.рассказ «Бирюк» ( отрывок)
Стихотворения в прозе
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня
Трубецкая». Историческая основа поэмы.
Размышления у парадного подъезда

1

Чтение по ролям.

1
1

Выразительное чтение отрывка
Составление текста

1

Инсценированное чтение

1

Презентация иллюстраций

1

Выразительное чтение отрывка

1

Решение тестов

1

Ответить на вопрос « Что такое товарищество»?

1
1
1

Чтение по ролям
Цитаты из учебника
Иллюстрации, цитаты из учебника

1
1

Сопоставление сравнительной характеристики героев.
Выборочный пересказ эпизодов
Составление текста

1

Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев

1
1

Ответы на вопросы учебника
Проверочная работа

А.А.Фет. «Шепот, робкое дыханье…», «Как беден наш
язык!» А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Князь

1

Выразительное чтение

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

44
45
46
47
48

Михайло Репин»
А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло
Репин»
А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло
Репин»
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил»
Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность
взаимоотношений детей и взрослых
Л.Н.Толстой «Детство» (эпизоды)
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».Смысл названия
Стихотворения о родной природе
В.А.Жуковского,А.К.Толстого, И.А.Бунина
Контрольная работа Ответ на вопрос 2 ,страница 16
Стихотворения о родной природе В.А.Жуковского,
А.К.Толстого, И.А.Бунина
М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический
характер повести
«Детство»: тёмные и светлые стороны
Романтические рассказы М.Горького «Старуха
Изергиль» (легенда о Данко).В.В. Маяковский
«Необычное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче».
В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче».
Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковский
«Хорошее отношение к лошадям».
Главный
герой
рассказа
А.П.Платонова
«Юшка»Призыв к состраданию и уважению к
человеку
А. Платонов.
Развитие речи. «В прекрасном и
яростном мире»
А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

1

Выразительное чтение

1

Выразительное чтение

1

1
1
1

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста.
Составление таблицы «Способы достижения красоты с
помощью художественных средств
Составление таблицы
Выборочный пересказ
Выразительное чтение

1
1

Решение теста
Выразительное чтение

1

Выразительное чтение

1
1

Чтение диалогов
Чтение диалогов

1

Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа

1
1

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов.
Составление плана характеристики литературного героя
Составление плана характеристики литературного героя

1

Выразительное чтение

1

Чтение эпизодов

1

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66

Б.Л.Пастернак Картины природы
Анализ поэтического произведения
Героизм, патриотизм грозных лет войны в
стихотворениях А.Т.Твардовского
Стихотворения А.Твардовского
Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Духовная
красота человека в рассказе Н.И.Носова «Кукла»
Е.И.Носов «Живое пламя»:природа и человек
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как
мерило нравственности человека. Д.С. Лихачев «Земля
родная» (главы) как духовное напутствие молодежи
Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное
напутствие молодежи
Развитие речи. Сочинение по изученным
произведениям
Писатели улыбаются. Г.И.Горин «Почему повязка на
ноге?»
«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов
XX века о Родине, родной природе. Песни на стихи
русских поэтов XX века. Булат Окуджава, А. Н.
Вертинский
Песни на стихи русских поэтов XX века. Булат
Окуджава, А. Н. Вертинский
Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О
моей Родине», «Я вновь пришел сюда...»
Контрольная работа по изученным произведениям
Роберт Бёрнс. «Честная бедность» Ощущение
трагического разлада героя. Д. Г. Байрон «Ты кончил
жизни путь, герой!..»
Ощущение трагического разлада героя. Д. Г. Байрон
«Ты кончил жизни путь, герой!..»
Японсие трёхстишия (хокку)
0. Генри «Дары волхвов». Преданность и
жертвенность во имя любви

1
1
1

Выразительное чтение
Ответить на вопросы (устно): В чем смысл трудолюбия?
Ответить на вопросы:

1
1

Работа над планом
Чтение по ролям

1
1

Художественный пересказ, чтение в лицах
Выразительное чтение

1
1

Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет
природы и сил человека
Анализ текста

1

.Анализ стихотворения

1

Пересказ статьи учебника

1

Выразительное чтение

1

Художественные средства

1
1

Тестовые задания
Анализ эпизодов

1

Решение теста

1
1

Выразительное чтение
Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего
детства»

67

Р.Бредбери.Выражение стремления уберечь людей от
1
Ответить на вопросы: Чем отличается детектив ?
зла и опасности на земле. «Каникулы»
Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению
68
1
№ Название разделов
Количество часов
Из них
Занятия с учителем
Самостоятельная
Развитие речи
Контрольные работы
работа
1 Устное народное творчество
6
1
2 Древнерусская литература
1
1
3 Из литературы 18 в
2
4 Из литературы 19 в.
21
7
3
1
5 Из литературы 20 в.
17
6
2
1
6 Из зарубежной литературы
4
2
Итого
51
17
5
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».