Адаптированная рабочая программа 8 класс ЗПР русский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
Соответствует ФАОП ООО
Приказ Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 № 1025

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета русский язык
для обучающихся 8 класса

с Правда, 2024

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1) разработана на основе Федеральной рабочей программы по русскому языку для
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №
1025), Федеральной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык», Федеральной
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Учебник Русский язык 8 класс Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой - Москва: Просвещение, 2023
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ
посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает
решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями
и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5- 9 классы)

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Логика изложения и содержания авторской программы соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования, но в
программу внесены изменения. В программе сокращен объем теоретических сведений.
Программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю, 34 учебных недели).Согласно индивидуальному учебному плану
обязательная нагрузка обучающегося составляет 1,5 ч в неделю( 51 час в год), а на самостоятельную работу отводится 1,5 ч в неделю
(51 час в год).

Планируемые результаты УУД
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение основными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план, опорные слова объёмом не менее 8 предложений на
основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и
публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным
сообщением с использованием презентации, плана.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не
менее 5 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 130 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 270 слов: подробно, сжато и выборочно с опорой на план,
опорные слова передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём
исходного текста должен составлять не менее 220 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 250 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом с использованием речевого клише.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания
текста объёмом 100-120 слов; словарного диктанта объёмом 25-30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100-120 слов,
составленного с учётом ранее изученных правил содержащего не более 24 орфограмм, 10 пунктограмм и не более 10 слов с
непроверяемыми написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять
национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать по смысловой опоре текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной
мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать по визуальной опоре способы и
средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу
речи; *анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические,
морфологические) *.
Распознавать с направляющей помощью педагога тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать с
опорой на алгоритм тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; *применять эти знания при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике*.
Создавать по плану, опорным словам тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более
предложений; сочинения объёмом от 80 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
*Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.*
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; *представлять
содержание таблицы, схемы в виде текста*.
*Редактировать тексты: собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.*
Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография,
характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), *выявлять сочетание
различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте*.
Создавать тексты с опорой на образец официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография,
характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
*Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом.*
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; *определять
типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию
словосочетаний*.
*Применять нормы построения словосочетаний.*
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи;
различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать с опорой на алгоритм их
интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;
*использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения*.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать с опорой на визуализацию способы выражения
подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения простого предложения, *использования
инверсии*; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием,
сложносокращёнными словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями. Применять с опорой на
алгоритм нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, *предложения полные и неполные (понимать
особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного
предложения) *.
Различать с опорой на визуализацию виды второстепенных членов предложения *(согласованные и несогласованные
определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств)*.

Распознавать с направляющей помощью педагога односоставные предложения, их грамматические признаки,
морфологические средства выражения главных членов; *различать виды односоставных предложений (назывное предложение,
определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обощённо-личное предложение, безличное предложение)*;
характеризовать с направляющей помощью педагога грамматические различия односоставных предложений и двусоставных
неполных предложений; выявлять с опорой на алгоритм синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;
понимать особенности употребления односоставных предложений в речи; *характеризовать грамматические, интонационные и
пунктуационные особенности предложений со словами да, нет*.
Характеризовать с использованием визуальной опоры признаки однородных членов предложения, средства их связи
(союзная и бессоюзная связь); *различать однородные и неоднородные определения*; находить обобщающие слова при
однородных членах; *понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов*.
*Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и,
как… так и. *
*Применять при необходимости с визуальной поддержкой
нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся
союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo)*; нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим
словом при однородных членах при необходимости с визуальной поддержкой.
Распознавать простые неосложнённые предложения, *в том числе предложения с неоднородными определениями*; простые
предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах,
осложнённые обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями,
междометиями.
*Различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных
определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных
конструкций.* Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления
согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов,
пояснительных и присоединительных конструкций; нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными
конструкциями, обращениями и междометиями.
*Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; понимать
особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями,
обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять синонимию членов предложения и вводных слов,
словосочетаний и предложений.*
Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями
* (распространёнными и нераспространёнными)*, междометиями.
Распознавать при необходимости с визуальной поддержкой сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках
изученного).
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический разбор словосочетаний, синтаксический *и пунктуационный* разбор
предложений; *применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой

практике*.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Осознавать эстетическую ценность русского языка.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины
неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их
устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной
литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Анализ текста.
Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в
этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование,
разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля
языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательнокомпозиционный (смысловой), стилистический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств,
характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.
- Воспроизведение текста.
Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё
собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных
выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
- Создание текста.
Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении)
памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке
(литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
- Совершенствование написанного.
Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи,
уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный
синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную

форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации,
контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам для обучающихся ОВЗ адаптированной программы к концу 8 класса
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться
орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения,
морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный,
суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в
другую;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться
лексическими словарями разных видов;
п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при
образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов;
употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с
вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;
правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и
выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания
с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. находить смысловые
отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить
и исправлять пунктуационные ошибки.
знать/понимать:
-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; -основные признаки разговорной речи,
научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
Уметь:
-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:





коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение
работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Введение. Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в 5—7 классах.
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении.
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица
синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение
Грамматическая (предикативная)основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры
Двусоставные предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между
подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания
при нём. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека.
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные
предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного
предложения.
Простое осложнённое предложение
Понятие об осложнённом предложении.
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.
Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные
сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Рассуждение на дискуссионную
тему. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания
при них. Обособленные обстоятельства .Вы делительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными
членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных
сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных
сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
Прямая и косвенная речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Диалог. Рассказ. Цитата
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография
Выполнение кимов ОГЭ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Название темы

Контрольны
е работы

Развитие речи

1

1

1
2

Введение. Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в 5—7 классах.

Количество
часов
1
5

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

4

4

Простое предложение

3

5

Простые двусоставные предложения

5

6

Второстепенные члены предложения

8

7

Простые односоставные предложения

9

8

Простое осложнённое предложение

1

9

Однородные члены предложения

11

10

Обособленные члены предложения

16

2

11

Слова, грамматически не связанные с членами
предложения

9

2

12

Прямая и косвенная речь

4

13

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

10

14

Итого

86

102

1
1

1

1
1

1

1

2

1
12

4

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ур
о
ка

1

Название раздела, темы, урока

Введение. Русский язык в современном мире

Акаде
мичес
кие
занят
ия
1

Само
стоят
ельна
я
работ
а

Дата
План

Факт

Электронные
образовательные
ресурсы

2

1

3

Повторение изученного в 5-7 классах. Пунктуация
и орфография. Знаки препинания: знаки завершения,
разделения, выделения.
Пунктуация в сложных предложениях.

4

Буквы н - ннв суффиксах прилагательных и наречий.

5

Буквы н - ннв суффиксах причастий

6

Рр чтение текста

7

Входной контроль. Диктант

8

11

Слитное и раздельное написание не - с разными
частями речи
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Текст и предложение как единицы синтаксиса
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды
словосочетаний.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

12

Синтаксический разбор словосочетаний

13

1

14

Простое предложение.
Грамматическая основа предложения.
Порядок слов в предложении. Интонация .

15

Рр Описание памятника культуры

1

16

Выполнение упражнений

17

Двусоставные предложения. Главные члены
предложения. Подлежащее.
Простое глагольное сказуемое.

9
10

18

1

.
1

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1956/main/

1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1618/main/

1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1618/main/

1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/3084/main/

1

1

1
1
1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1618/main/

19

Составное именное и глагольное сказуемое.

20

Составное именное сказуемое.

21

Рр Сжатое изложение по тексту Д.С.Лихачёва
«Язык- самая большая ценность народа».
Тире между подлежащим и сказуемым

1

1

26

Контрольная работа по теме: «Главные члены
предложения» тестовые задания
Второстепенные члены предложения.
Роль второстепенных членов предложения.
Дополнение.
Определение. Согласованное и несогласованное
определение.
Приложение. Пунктуация при нём.

27

Обстоятельство.

1

28

Виды обстоятельств.

29

1

30

Синтаксический разбор двусоставного
предложения.
Выполнение упражнений

31

Р.р. Сочинение-характеристика человека

1

32

Повторение по теме «Второстепенные члены
предложения».
Односоставные предложения. Главный член
односоставного предложения.
Определённо-личные предложения.

1

22
23
24
25

33
34

1
1

1

1
1
1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2701/main/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2254/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2253/start/

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2252/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/3085/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/3086/start/

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2251/start/

1

1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1939/start/

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2698/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2697/start/

35

1

36

Неопределённо-личные предложения. Р.Р.
Инструкция
Безличные предложения

37

Р.р. Рассуждение

1

38

Выполнение упражнений

39

Назывные предложения.

40

Понятие о неполных предложениях. Неполные
предложения в диалоге и в сложном предложении
Контрольная работа по теме «Односоставные
предложения» Тестовые задания
Синтаксический разбор предложений.

41
42
43

Разбор предложений

45

Осложненное предложение. Однородные
члены предложения.Средства связи
однородных членов предложения
Простое осложнённое предложение.

46

Однородные и неоднородные определения.

47

Рр. Изложение.

48

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

49

Пунктуация при однородных членах предложения,
связанных сочинительными союзами.
Разбор предложений

44

50

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2696/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1941/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/3088/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2655/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1961/start/

1

1
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2654/start/

1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1943/start/

1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1958/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2694/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2249/start/

1
1
1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2652/start/

1
1
1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2654/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1943/start/

51

Обобщающие слова при однородных членах
предложения и пунктуация при них
Синтаксический разбор предложений с однородными
членами.
Пунктуационный разбор предложений с однородными
членами.
Обобщение изученного по теме «Однородные члены
предложения»

1

1

56

Контрольная работа по теме «Однородные члены
предложения» тестовые задания
Повторение темы: «Пунктуация при ОЧП»

57

Р.Р.Сочинение по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

58

Выполнение упражнений

59

Обособленные члены предложения.
Понятие об обособлении второстепенных членов
предложения.

60

Обособление определений, пунктуация при них.

61

Обособление согласованных распространённых и
нераспространённых определений, пунктуация при них.
Обособление определений с обстоятельственным
оттенком значения.
Обособление несогласованных определений.
Обособление приложений, пунктуация при них.

52
53
54

55

62
63
64

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным
оборотом .

1
1
1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1958/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2694/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2249/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2652/start/

1
1
1

1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2249/start/

65

Р.р.Рассуждение

66

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным
деепричастием.

67

Сравнительный оборот. Запятая перед союзом
КАК
Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами.
Рр Сжатое изложение в формате ОГЭ

68
69

1
1
1
1
1

70

Обособленные уточняющие члены предложения,
пунктуация при них

71

Обособление уточняющих членов предложения,
присоединяемых при помощи союзов и других слов
Обособление дополнений с предлогами

1

73

Синтаксический и пунктуационный разбор
предложения с обособленными членами.

1

74

Обобщение по теме «Обособленные члены
предложения»
Самостоятельная работа по теме : «Обособленные
члены предложения»
Выполнение упражнений

72

75
76
77
78

Слова, грамматически не связанные с членами
предложения
Обращение. Пунктуация при обращении
Употребление обращений

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2653/start/

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2652/start/

1

1
1
1
1

79

Рр Эпистолярный жанр. Составление письма

80

Вводные конструкции.

81
82

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по
значению.
Пунктуация при вводных конструкциях

83

Вставные слова, словосочетания и предложения

84

Рр Сжатое изложение в формате ОГЭ

1

85

Выполнение тестовых заданий: «Вводные и вставные
конструкции»
Междометия в предложении

1

87

Повторение по теме: «Слова, грамматически не
связанные с членами предложения»

1

88

Прямая и косвенная речь.Понятие о чужой речи.
Прямая речь и пунктуация при ней.

1

89

Диалог.

90

Цитата и знаки препинания при ней.

91

Чтение текста

92

1

93

Повторение и обобщение изученного.
Контрольное тестирование по изученным темам
Работа над ошибками

94

Синтаксис и пунктуация

1

86

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/3089/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1938/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1957/start/

1

1
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/3090/start/
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/2565/start/
1
1
1

1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/3262/start/

95

Синтаксис и культура речи

96

Синтаксис и культура речи

97

Синтаксис и морфология

98

Р.р. изложение в формате ОГЭ

99

Работа над ошибками

100

Выполнение кимов

101

Повторение изученного

102

Итоговый урок

1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебник Русский язык 8 класс Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой - Москва: Просвещение, 2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».