МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
Соответствует ФАОП ООО
обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 № 1026
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета музыка
(ввариант 8.3) для детей с РАС
для обучающихся 1 класса
с. Правда, 2024 год
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» (предметная область «Искусство») для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (РАС) и с легкой умственной отсталостью (вариант 8.3) Программа включает: пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка содержит общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психофизических предпосылок к его
изучению обучающимися с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); место в структуре учебного плана,
принципы и подходы к определению содержания, планируемых результатов, а также к структуре тематического планирования.
Содержание обучения отражает содержательные линии, которые предлагаются для изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования, результаты с учётом дифференцированного подхода даны на минимальном и достаточном уровнях.
Планируемые результаты включают личностные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а
также предметные, которые определены на каждый год обучения с учетом минимального и достаточного уровня усвоения учебного материала
обучающимися с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В тематическом планировании отражено программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения для каждого
класса, раскрывается характеристика деятельности обучающихся с учетом минимального и достаточного уровня освоения программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптироанная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ООО ОВЗ), а также
Федеральной адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство», относится к обязательной части учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составляет 297 часов: в первом и втором
дополнительном, первом классах составляет 66 часов в год (2 часа в неделю), со 2-ого по 4-ый касс 33 часа в год (1 час в неделю).
Усвоение содержания учебного предмета "Музыка" имеет большое значение для формирования значимых умений, обеспечивающих
ход всего обучения младших школьников с РАС: развитие подражания, развитие очерёдности действий, развития регуляции поведения,
способствует развитию эмоциональной сферы, эстетическому развитию, приобщению к культурному наследию человечества.
В качестве основной цели обучения рассматривается приобщение обучающихся к музыкальной культуре как составляющей
культурно-исторического опыта и составляющей духовного, эстетического развития.
Основными задачами обучения выступают:
Формирование интереса к искусству, в частности музыке, её жанрам, готовность к участию в деятельности, направленной на
формирование элементарных музыкальных знаний, доступных слушательских и исполнительских умений;
Формирование и развитие эстетических чувств, формирование основы для оценочных суждений (нравится/ не нравится, красиво/
некрасиво и др.);
Усвоение основ музыкального искусства: системы элементарных знаний, умений, использование их в рамках учебной деятельности,
участие в досуговой деятельности;
Формирование умений участвовать в деятельности, связанной с восприятием музыки, участием в исполнении (игра на инструментах,
пение и др.);
Развитие социально- коммуникативных навыков и личностно значимых качеств, повышающих успешность участия в совместной
деятельности с другими людьми.
Учебный предмет «Музыка» на уровне начального общего образования обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) способствует решению ряда коррекционно-развивающих задач:
Коррекция нарушений слухового и слухоречевого восприятия и памяти;
Развитие подражания, произвольной регуляции поведения;
Коррекция нарушений сенсорной чувствительности;
Коррекция нарушений речевого развития (темп, ритм, интонации, громкость речи, развитие понимания речи и др.);
Коррекция нарушений познавательной сферы за счёт использования приёма сравнения, нахождения сходства и отличия на разном
учебном материале усвоения музыкальных и общекультурных представлений;
Развитие эмоциональной сферы, понимания и дифференциации эмоциональных состояний, развитие умения понимать, соотносить
музыкальное произведение и эмоциональное состояние.
В процессе обучения музыке обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следует
учитывать особенности их социально- коммуникативного и речевого развития, особенности сенсорной чувствительности (слуховой,
зрительной, тактильной), трудности понимания правил и трудности регуляции собственного поведения, недостаточности подражания и
ориентированности на другого человека. Таким образом, в процессе освоения учебного предмета «Музыка» посредством освоения
различных видов деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.) реализуется коррекционно-развивающая направленность в обучении и воспитании
обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В процессе обучения музыке происходит учёт следующих особых образовательных потребностей, обучающихся с РАС и с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе средств ТСО, визуальных опор, средств
дополнительной коммуникации), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
специальная помощь в развитии возможностей речевой и неречевой коммуникации на уроках музыки;
обеспечение специальной организации пространственной и временной среды;
Необходима работа по последовательному и систематическому переносу сформированных умений в повседневную жизнь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления обустройстве школьной
жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социальноговзаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;
различение песни, танца, марша;Достаточный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и безнего
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамическихоттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков вконце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом)
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано- тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные)
№
п/п
1.
Раздел
Хоровое пение
2.
Восприятие музыки
(элементы
музыкальной грамоты)
3.
Игра на инструментах
детского шумового
оркестра
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА в 1 классе
Содержание курса
Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зайчик) с использованием
дидактического материала
Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу)
Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении
Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными дыхательными
упражнениями: «надуться как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием»
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов»
Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя
Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться
к пению одноклассников на примере разучиваемых песен
Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки
Знакомые попевки различать при выборе из двух
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш.
Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
Ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно.
Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию
музыки: « стук дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник)
Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие
слушают.
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу,
бег, марш под бубен, треугольник, барабан
Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой
сильной долей
Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны,
металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые
трещётки, рубель
4.
Музыкально –
ритмические движения
№
п/п
1
2
3
4
5
Формирование навыка построения в круг
Движения в кругу:
Хоровод спокойным шагом
Быстрый шаг по кругу со сменой направления
Выставление ноги на пятку, на носок
Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки
Тематическое планирование по музыке
1 класс
Тема
Вводный урок
Ритуал «Музыкальное приветствие»
Хоровое пение
Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
Музыкальная разминка
Дыхательное упражнение
Пение гласных «А» , «О», «У» с логопедическими жестами «открытая ладонь»,
«колечко»
Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением
Игрушка «в гостях» у ребят
Песенный репертуар на тему «Осень»
Восприятие музыки
(элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально – ритмические движения
Формирование навыка построения в круг
Игра в парах
Кол-во
часов
1
Кол-во часов
(самообраз-ние)
1
1
1
1
1
1
2
1
2
6
7
8
9
10
11
Игра в кругу
Общеразвивающие движения в кругу
Хоровое пение
Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
Музыкальная разминка
Дыхательное упражнение
Пение гласных «А» , «О», «У» с логопедическими жестами «открытая ладонь»,
«колечко»
Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением
Игрушка «в гостях» у ребят
Песенный репертуар на тему «Осень»
3
3
Хоровое пение
Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
Музыкальная разминка
Дыхательные упражнения
Пение гласных «А» , «О», «У», «И» с логопедическими жестами «открытая
ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок
Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением
Разучивание распевки «Гора»
Игрушка «в гостях» у ребят
Песенный репертуар на тему «Зима»
Восприятие музыки
(элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
1
1
2
2
1
1
Музыкально – ритмические движения
Формирование навыка построения в круг
Игра в парах. Игра в кругу
Хоровое пение
Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
Музыкальная разминка
Дыхательное упражнение
Пение гласных «А» , «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая
ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок, неплотно сжатая ладонь
3
3
5
5
12
13
14
15
16
17
18
Логопедическая «голосилка»
Разучивание распевки «Жуки» сл. и муз. М. Лазарева
Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением
Игрушка «в гостях» у ребят
Песенный репертуар по теме «Весна»
Восприятие музыки
(элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально – ритмические движения
Закрепление навыка построения в кругу: ритмопластическое упражнение
Логоритмические песни- игры
Хоровое пение
Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
Музыкальная разминка
Дыхательное упражнение
Пение гласных «А» , «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая
ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок, неплотно сжатая ладонь
Логопедическая «голосилка»
Разучивание распевки «Жуки» сл. и муз. М. Лазарева
Разучивание распевки «Кузнечик» сл. и муз. М. Лазарева
Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением
Игрушка «в гостях» у ребят
Песенный репертуар по теме «Весна»
Восприятие музыки
(элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально – ритмические движения
Итого: 33ч.
2
2
1
1
1
1
3
3
2
2
2
1
2
1