Адаптированная рабочая программа учебного предмета музыка 5 класс для обучающихся с умственноой отсталостью

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

Соответствует ФАОП ООО
обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями)
Приказ Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 № 1026

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета музыка
для обучающихся 5 класса

с. Правда, 2024 год
2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство» и является
обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Музыка» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год
(1 час в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Музыка».
Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи обучения:
 накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями);
 приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности;
 развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально
деятельности;
 формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника;
 развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого
голоса, творческих способностей обучающихся.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 5 классе определяет следующие
задачи:
 приобщение к музыкальному искусству через слушание музыкальных произведений
народной, композиторской, детской, классической и современной о природе, детстве, труде,
школьной жизни, общественных явлениях;
 формирование умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
 формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные
произведения разного характера;
 формирование умения кратко (с опорой на вопросы учителя) передавать внутреннее
содержание музыкального произведения;
 формирование умения различать разнообразные по звучанию, форме и характеру
музыкальные произведения (веселая, грустная, спокойная мелодия, песня, марш, танец);
 формирование навыка определения жанров музыки (опера, балет, мюзикл, оперетта,
симфония, концерт т.д.);
 формирование умения с помощью учителя узнавать прослушанные ранее песни по
вступлению;
 формирование умения с помощью учителя различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
 формирование навыков пения
хором - работа над напевным звучанием на основе
элементарного овладения певческим дыханием. Певческий диапазон (си малой октавы — до 2
октавы). Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация
внимания к единой правильной интонации;
3

 знакомство с понятиями оркестр, ансамбль, хор, квартет, солист;
 знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (арфа, флейта, орган,
фортепьяно, рояль, пианино, аккордеон, валторна, труба, литавры,);
 знакомство с нотной грамотностью. Изучение нот, правильности их написания, нотных
знаков и т.д.;
 знакомство с размером музыкальных произведений.
 определение музыкальных инструментов по классификации (клавишные, ударные, струнносмычковые, духовые, струнно-щипковые);
 знакомство с электронно-механическими музыкальными инструментами;
 реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной
деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной
дезадаптации;
 воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности
других, формирование основы самооценки.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебновоспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности
для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним
из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на
протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном,
способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические
процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.

4

Задачи коррекционно-развивающие:
 корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
 корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки.
В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки,
обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные
сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся
воспринимать музыку.
Межпредметные связи.
Слушание музыкальных произведений с их последующим разбором предполагает
использование знаний и умений, получаемых учащимися на уроках русского языка и
чтения. Это понятие о целостности текста и его частях, о смысловых и лексических связях
частей текста, о теме и основной идее текста; умение самостоятельно выявить смысл
произведения, пользоваться лексическими синонимами для выразительности
высказывания. При изучении русского народного музыкального творчества и его связей с
профессиональным музыкальным искусством используются знания учащихся,
полученные на уроках чтения (изучение отдельных художественных произведений
русского фольклора, понятия об устном народном творчестве и письменной литературе), а
также на уроках изобразительного искусства (знания и представления о декоративноприкладном искусстве, понимания эстетической ценности изделий народного
прикладного художественного творчества).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 5 классе у обучающихся
развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству через знакомство с
лучшими произведениями великих композиторов, формируются собственные музыкальные
предпочтения, углубляются знания основ музыкальной грамотности: умения анализировать
музыкальный материал, выделять в нем части, определять жанровую основу, основные средства
музыкальной выразительности, динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко,
очень громко), особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро),
высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто);
развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах
музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударношумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх).
Программа состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы
музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и
художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные,
тематические и комплексные типы уроков. Основной задачей подготовительной части урока
является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у
детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности,
обладающие

5

либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на
детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера,выполнение танцевальноритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших
музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает
совместно героические персонажи и картины природы — это наиболее любимые детьми объекты,
отраженные в музыке.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при
работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность
воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие,
фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми
младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности:
иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и
простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для
воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной
привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной
мелодией. Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей
частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо
шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста,
значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на
познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной
культуры.
Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени
подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от
местных условий.
Содержание предмета.Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих
классах, а также на новом материале. Развитие умения быстрой, спокойной смены
дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. Развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками (при усилении и ослаблении звучания). Развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух звуков на один слог. Развитие умения
контролировать слухом качество пения. Развитие музыкального ритма, умения
воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции
в сопровождении инструмента. Использование разнообразных музыкальных средств
(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение выученных песен
ритмично и выразительно. Исполнение песенного материала в диапазоне СИ1- РЕ 2.
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности,
открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4
классом песенном материале, а также на материале вокально- хоровых упражнений во
время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и
характера песни.

6

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором;
ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические
оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз
и мелодических оборотов группой и индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен
подвижного характера.
Развитие вокально- хоровых навыков при исполнении выученных песен без
сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Слушание музыки.
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. Развитие умения
различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель,
балалайка. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных
инструментах).
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей
песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса.
Элементы музыкальной грамотности: Объем материала этого раздела сводится к
минимуму. Это связано с ограниченностью усвоения обучающимися с УО (ИН)
отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др.,
опирающихся на абстрактно-логическое мышление, отсутствующее у обучающихся
данной категории.
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2\4, 3\4, 4\4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской
музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
 умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
 уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
 ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
 формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
7

Предметные:
Минимальный уровень:
 определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
 пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
 протяжное пение гласных звуков, простых упражнений;
 различение вступления, окончания песни, умение выделять паузы;
 передача метроритма мелодии (хлопками);
 различение музыкальных произведений по содержанию и характеру;
 представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
 представление о некоторых жанрах музыки;
 представление о некоторых композиторах.
Достаточный уровень:
 самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением,
так и без него;
 сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с
учетом средств музыкальной выразительности;
 правильная передача мелодии в диапазоне си малой октавы-до 2;
 различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
 передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом);
 определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений;
 ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
 различение основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (громко,
тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); высота звука (низкий, средний, высокий),
характер звуковедения (плавно, отрывисто), движение музыки (нисходящее, восходящее);
 представление обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их звучании;
 представление о жанрах музыки, включенных в программу;
 представление о творчестве композиторов, включенных в программу.
Система оценки достижения
Оценка предметных результатов по музыке в 5 классе основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки, раскрывающей
динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии
обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не
только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но
и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в
условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию
знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют
определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются
устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается:

8

1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слушать
музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их
содержанию и средствам музыкальной выразительности;
2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания;
3) знание музыкальной литературы;
4) владение вокально-хоровыми навыками.
1. Слушание музыки
Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный ответ
включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной
выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный,
включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной
выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или
односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих
вопросов учителя.
Оценка «2» - не ставится
2. Хоровое пение
Оценка «5» - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и
ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование
и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста песни;
неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение
невыразительное.
Оценка «2» - не ставится

9

10

К окончанию обучения в 5 классе обучающиеся должны знать:
- наизусть 5-7 песен;
- примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;
- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений 2\4, 3\4, 4\4, паузы долгие и короткие;
- народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, мандалина, балалайка,
баян, гусли, свирель, гармонь, трещетки, деревянные ложки, бас- балалайка \.
Должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем
диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных
произведений.

Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем

1

Пение

5

6

2

Слушание музыки

6

6

3

Элементы музыкальной грамоты.

6

5

ВСЕГО

17

17

Количество часов по рабочей программе
Аудиторные
Самостоятельная
часы
работа

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».