МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
Соответствует ФАОП ООО
Приказ Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 № 1025
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета русский язык
для обучающихся 6 класса
с Правда, 2024
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литература»)
(далее соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития (далее –
ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287)
(далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г.
№ 1025), Федеральной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык»,
Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам
освоения Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом
изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как
интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего образования отобрано и структурировано
на основе компетентностного подхода.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык» представлены в Федеральной рабочей программе
основного общего образования.
Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и
ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о
языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение
основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о
лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры,
взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам,
поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных
умений
и
навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском
речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные
задачи учебного предмета «Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие
мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной
компетентности в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить
программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы,
адресованной нормотипичным обучающимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить
главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают
неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким
обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными
умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в
использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный
опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа вводимых специфических
понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся
с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным
накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми
обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного матери
Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности обучающихся с ЗПР, в 6 классе не
рекомендованы к изучению переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в
значении других. В ознакомительном плане изучаются такие темы, как «Разряды имен прилагательных,
числительных и местоимений»; «Склонение количественных числительных», «Степени сравнения имен
прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается доступный для выполнения вариант заданий
с очевидным ответом. Более тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее
употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в
практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине
числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в
местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными
потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский
язык»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми
образовательными потребностями в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая недостаточную
сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов речи следует предусматривать дополнительную работу
на уроке по расширению словарного запаса, развитию связной речи, совершенствованию фонематических
процессов. Также важным является адаптация формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления на короткие смысловые единицы, задающие
поэтапность (пошаговость) выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной информации в случае затруднений,
упражнять навыки самоконтроля и самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе
выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.
Необходимым является усиление практических упражнений, позволяющих автоматизировать навык,
повысить осознанность применения орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий с опорой на алгоритм; «пошаговость» в
изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы),
привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода
выполнения заданий).
Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует использовать опорные слова и клише;
необходимо обучать составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать
такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, обсуждение новостной
информации в СМИ, подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные
проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ФОП ООО. При работе над лексикой, в
том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже
известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в
речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная поддержка, алгоритмы работы с
определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка в 6 классе
– 204 часа (6 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
*Понятие о литературном языке.*
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Текст
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи
предложений в тексте; *использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).*
*Информационная переработка текста. * План текста (простой, сложный; *назывной, вопросный*); главная и
второстепенная -информация текста; пересказ текста.
Описание как тип речи.
Описание внешности человека.
Описание помещения.
Описание природы.
Описание местности.
Описание действий.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Заявление. *Расписка. * Научный стиль. *Словарная статья. Научное
сообщение.*
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы,
устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика
ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).
*Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.*
*Лексический анализ слов.*
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Лексические словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография.
Повторение изученного по морфемике в 5 классе.
Формообразующие и словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Морфемный и словообразовательный разбор слов.
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография.
Имя существительное
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе:
(правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных;
правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-;
-раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;
слитное и раздельное написание не с именами существительными;
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена
существительные.
Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, онок).
Особенности словообразования.
Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).
Нормы словоизменения имён существительных.
Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное
Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
*Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.*
*Степени сравнения качественных имён прилагательных.*
Словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).
Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.
Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые
числительные.
Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.
*Словообразование имён числительных.*
Склонение количественных и порядковых имён числительных.
Правильное образование форм имён числительных.
Правильное употребление собирательных имён числительных.
Морфологический разбор имени числительного.
Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных
согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.
Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.
*Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные,
неопределённые, отрицательные, определительные.*
Склонение местоимений.
*Словообразование местоимений.*
*Роль местоимений в речи.* Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого
этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в
тексте.
*Морфологический разбор местоимения.*
Нормы правописания местоимений: правописание место-имений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное
написание местоимений.
Глагол
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе:
(правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
*Переходные и непереходные глаголы.*
*Разноспрягаемые глаголы.*
Безличные глаголы. Употребление безличных глаголов. Изъявительное, условное и повелительное
наклонения глагола.
Нормы словоизменения глаголов.
*Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.*
Морфологический разбор глагола.
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося с ЗПР будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё
поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта,
ответственного отношения к своему здоровью и установки на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) в
образовательном процессе;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые
средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, общеобразовательной
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение
точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы,
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях
развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися с ЗПР социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки различных языковых явлений (грамматических категорий,
морфологического состава и т.п.);
устанавливать причинно-следственные связи при применении правил русского языка;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из
одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
применять и создавать схемы для решения учебных задач при овладении предметом;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при написании коллективного сочинения,
изложения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку, ставить и формулировать для себя новые
задачи в процессе его усвоения;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по русскому языку;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый результат деятельности, находить позитивное в
произошедшей ситуации (за диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку.
Предметные результаты
Результаты по годам обучения формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году
(результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
6 КЛАСС
Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, приводить примеры с направляющей помощью педагога использования русского
языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках
изученного).
*Иметь представление о русском литературном языке.*
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных
наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и доступной для понимания научно-популярной литературы
(монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую
тему с опорой на презентацию, развернутый план.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов с опорой на план,
опорные слова.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 170 слов: устно и письменно формулировать тему и
главную мысль текста после предварительного анализа, вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи с опорой на план(для подробного
изложения объём исходного текста должен составлять не менее 150 слов; для сжатого изложения – не менее 140150 слов).
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями
иностранных слов, устаревших слов; *оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления*; использовать толковые словари.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во
время списывания текста объёмом 90-100 слов; словарного диктанта объёмом 15-20 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 90-100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе
содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы (не более 16), пунктограммы (не более 3-4) и
слова (не более 7) с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст текста с направляющей помощью педагога с точки зрения его соответствия основным
признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Характеризовать тексты с использованием алгоритма последовательности действий различных
функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности
человека, помещения, природы, местности, действий).
Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения,
видо-временную соотнесённость глагольных форм текста с направляющей помощью педагога.
Применять знания с использованием речевого клише о функционально-смысловых типах речи при
выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в
практике создания собственного текста.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и
абзацев текста с направляющей помощью педагога.
Создавать
тексты
различных
функционально-смысловых
типов речи с опорой на план (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности,
действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры
объёмом 4 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 90 слов с учётом функциональной
разновидности и жанра сочинения, характера темы).
Владеть навыками информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста после
предварительного анализа (простой, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания
текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и
прочитанном тексте; *извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и
справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности*.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
*представлять содержание таблицы, схемы в виде текста*.
*Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.*
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности с использованием алгоритма последовательности действий официально-делового
стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения;
анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка;
словарная статья, научное сообщение).
*Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике.*
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова
с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы
и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова
ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять
стилистическую окраску слова.
Распознавать с опорой на образец эпитеты, метафоры, олицетворения; *понимать их основное
коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и
выразительности*.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять после предварительного анализа их значения;
характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями
иностранных слов, устаревших слов; *оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления*; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.
Определять способы словообразования с направляющей помощью педагога (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить
морфемный и словообразовательный разбор слов с опорой на алгоритм; *применять знания по морфемике и
словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов*.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов по алгоритму учебных
действий; применять знания по орфографии в практике правописания.
Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня -кас- — кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при- по визуальной опоре.
Морфология. Культура речи. Орфография
Имя существительное
Характеризовать особенности словообразования имён существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами по визуальной опоре.
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён
существительных.
Имя прилагательное
*Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения
качественных имён прилагательных. *
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных,
нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных,
суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных по алгоритму учебных действий.
Имя числительное
Распознавать числительные; определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение имени
числительного; различать по визуальной опоре разряды имён числительных по значению, по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, *словообразования* и
синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, *особенности
употребления в научных текстах, деловой речи*.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён
числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное,
раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных с направляющей
помощью педагога.
Местоимение
Распознавать местоимения; определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение; *различать
разряды местоимений*; уметь склонять местоимения по смысловой опоре; характеризовать особенности их
склонения, *словообразования, синтаксических функций, роли в речи*.
*Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе
местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности,
неточности)*; соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного
написания местоимений по визуальной опоре.
Глагол
Соблюдать нормы правописания гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть) по смысловой
опоре.
*Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы*; определять с опорой на
алгоритм наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении;
различать безличные и личные глаголы.
Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.
Проводить морфологический разбор по алгоритму имён прилагательных, имён числительных, местоимений,
глаголов; *применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике*.
Проводить фонетический разбор слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения
и правописания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по
орфографии в практике правописания.
Проводить синтаксический разбор *при необходимости с визуальной поддержкой* словосочетаний,
синтаксический разбор *при необходимости с визуальной поддержкой* предложений (в рамках изученного);
*применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике*.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Русский
язык» Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы
учебного предмета «Русский язык» образовательной программы основного общего образования. При этом Организация
вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по русскому языку, представленными в
Пояснительной записке.
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое количество часов,
отводимое на изучение тем, повторение и различного вида контрольные работы.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.
6 КЛАСС
Общее количество — 204 часа.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 18 часов, из них в начале учебного года — 9 часов; в
конце учебного года — 9 часов.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая диктанты, сочинения, изложения,
тестовые работы и др. формы контроля) — 8 часов.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 ч)
Основные
функции
русского языка.
Литературный
язык
Русский язык —
государственный язык
Российской Федерации и
язык
межнационального общения.
*Понятие о литературном
языке.*
Характеризовать функции русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения,
приводить примеры с направляющей помощью педагога
использования русского языка как государственного языка
Российской Федерации и как языка межнационального общения (в
рамках изученного).
*Извлекать информацию из различных источников.*
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (9ч)
Повторение и
систематизация
изученного в 5
классе.
Части речи.
Орфограммы в приставках и
в корнях слов.
Орфограммы в окончаниях
слов.
Словосочетание.
Простое предложение. Знаки
препинания.
Сложное предложение.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные,
глаголы.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания.
Выделять словосочетания из предложения.
Применять (при необходимости с визуальной поддержкой)
правила пунктуационного оформления простых осложнённых
предложений.
Применять (при необходимости с визуальной поддержкой)
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Запятые в сложном
предложении.
Прямая речь. Диалог.
Основные виды
деятельности обучающихся
правила пунктуационного оформления сложных предложений.
Применять (при необходимости с визуальной поддержкой)
правила оформления предложений с прямой речью на письме.
Применять (при необходимости с визуальной поддержкой)
правила оформления диалога на письме.
ЯЗЫК И РЕЧЬ (5 ч)
Виды речи.
Монолог и
диалог.
Их
разновидности
Монолог-описание,
монолог-повествование,
монолог-рассуждение;
сообщение на
лингвистическую тему.
Создавать устные монологические высказывания на основе
жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
Виды диалога: побуждение к
действию, обмен мнениями
художественной доступной для понимания и научно-популярной
литературы (монолог-описание, монолог-повествование,
монолог-рассуждение); выступать с сообщением на
лингвистическую тему с опорой на презентацию, развернутый
план (в течение учебного года).
Создавать с направляющей помощью педагога различные виды
диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (в течение
учебного года).*Редактировать собственные тексты с опорой на
знание норм современного русского литературного языка (в
течение учебногогода).*
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
ТЕКСТ (23 ч)
Проводить информационную переработку текста: составлять
план прочитанного текста после предварительного анализа
(простой; назывной, вопросный)
с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в
устной и письменной форме; выделять главную и
второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном
тексте.
Пересказывать текст. Представлять
содержание прослушанного или
прочитанного учебно-научного текста
в виде таблицы, схемы, *представлять содержание таблицы,
схемы в виде текста*.
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых
типов речи с опорой на план (повествование, описание,
рассуждение); характеризовать особенности
описания как типа речи.
Создавать текст-описание с опорой на план: устно и письменно
описывать внешность человека, помещение, природу, местность,
действие.
Создавать тексты с опорой на картину, произведение искусства, в
том числе сочинения-миниатюры, классные сочинения.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (12 ч)
Официальноделовой стиль.
Жанры.
Научный стиль.
Жанры
Официально-деловой стиль.
Заявление. *Расписка. *
Научный стиль. *Словарная
статья. Научное сообщение.*
Характеризовать особенности с использованием алгоритма
последовательности действий официально-делового и научноучебного стилей; перечислять требования к составлению
словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты
разных стилей
и жанров с использованием алгоритма последовательности
действий (рассказ; заявление, расписка; словарная статья,
научное сообщение).
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов
речи с опорой на план (повествование, описание) с опорой на
жизненный и читательский опыт)
СИСТЕМА ЯЗЫКА (152 ч)
ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (20 ч)
Группы
лексики по
происхождени
ю.
Активный
и пассивный
Лексика русского языка с
точки
зрения её происхождения:
исконно русские и
заимствованные слова.
Лексика русского языка с
Различать слова с точки зрения
их происхождения: исконно русские
и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их
принадлежности к активному или пассивному запасу:
неологизмы,
Тематические
блоки, темы
запас лексики.
Лексика
с точки зрения
сферы
употребления.
Стилистическая
окраска слова.
Лексические
средства
выразительност
и.
Лексические
словари
Основное
содержание
точки зрения
принадлежности к
активному
и пассивному запасу:
неологизмы,
устаревшие слова
(историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с
точки зрения сферы
употребления:
общеупотребительная
лексика и слова
ограниченной сферы
употребления (диалектизмы,
термины,
профессионализмы,
жаргонизмы — слова,
используемые в речи
отдельных групп людей:
школьников, студентов,
музыкантов, актёров,
спортсменов).
Фразеологизмы. Их
Основные виды
деятельности обучающихся
устаревшие слова, различать историзмы и архаизмы; различать
слова с точки зрения сферы их употребления:
общеупотребительные, диалектизмы, термины,
профессионализмы, жаргонизмы; определять стилистическую
окраску слова.
Распознавать с опорой на образец эпитеты, метафоры,
олицетворения; *понимать их основное коммуникативное
назначение в художественном тексте*.
*Определять основания для сравнения и сравнивать эпитеты,
метафоры, олицетворения.*
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять после
предварительного анализа их значение, речевую ситуацию
употребления.
Выбирать лексические средства в соответствии с речевой
ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов,
устаревших слов; использовать толковые словари.
*Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм
современного русского литературного языка.*
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
признаки и значение.
Употребление лексических
средств в соответствии с
ситуацией общения.
Эпитеты, метафоры,
олицетворения.
Лексические словари.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ (20 ч)
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Виды морфем.
Основные
способы
образования
слов в русском
языке.
Правописание
сложных и
сложносокращё
нных слов
Формообразующие и
словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы
образования слов в русском
языке (приставочный,
суффиксальный,
приставочносуффиксальный,
бессуффиксный, сложение,
переход из одной части речи
в другую).
Морфемный и
словообразовательный
разбор слов.
Правописание сложных и
сложносокращённых слов.
Нормы правописания корня
-кас- — -кос- с
чередованием а // о,
гласных в приставках пре- и
при-
Основные виды
деятельности обучающихся
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в
слове; выделять производящую основу.
Определять способы словообразования с направляющей
помощью педагога (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение,
переход из одной части речи в другую).
Определять основания для сравнения
и сравнивать слова с направляющей помощью педагога,
образованные разными способами.
Проводить морфемный и словообразовательный анализ разбор
слов с опорой на алгоритм.
Распознавать изученные орфограммы; проводить
орфографический анализ слов по алгоритму учебных действий.
Проводить орфографический анализ сложных и
сложносокращённых слов.
Проводить орфографический анализ слов с корнем -кас- — -косс чередованием а // о, слов с приставками пре- и при- по
визуальной опоре.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ (112 ч)
Имя
существительное
(14 ч)
Повторение сведений об
имени существительном,
полученных в 5 классе.
Правописание суффиксов чик- — -щик-; -ек- — -ик- (чик-) имён
существительных.
Правописание корней с
чередованием а // о: -лаг- —
-лож-;
-раст- — -ращ- — -рос-; -гар— -гор-, -зар- — -зор-.
Слитное и раздельное
написание не с именами
существительными.
Имена существительные
общего рода.
Имена существительные,
имеющие форму только
единственного или только
множественного числа.
Определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени существительного по
смысловой опоре; объяснять его роль в речи.
Определять
лексико-грамматические
разряды
имён
существительных по смысловой опоре.
Различать типы склонения имён существительных, выявлять
разносклоняемые и несклоняемые имена существительные после
совместного анализа.
Проводить морфологический разбор по алгоритму анализ имён
существительных.
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён
существительных, постановки в них ударения (в рамках
изученного),
употребления
несклоняемых
имён
существительных.
Соблюдать нормы правописания имён существительных:
безударных окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах
и окончаниях; суффиксов -чик- — -щик-, -ек- —
-ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-;
-раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-; -клан- —
-клон-, -скак- — -скоч-; употребления/неупотребления ь на конце
имён существительных после шипящих; слитное и раздельное
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Типы склонения имён
существительных.
Разносклоняемые имена
существительные.
Несклоняемые имена
существительные.
Правописание гласных в
суффиксах -ек, -ик; буквы о
и е после шипящих и ц в
суффиксах -ок (-ек), -онк, онок).
Особенности
словообразования имён
существительных.
Нормы произношения имён
существительных, нормы
постановки ударения (в
рамках изученного).
Нормы словоизменения
имён существительных.
Нормы слитного и
дефисного написания пол- и
полу- со словами.
написание не с именами существительными; правописание
собственных имён существительных.
Характеризовать особенности словообразования имён
существительных.
Проводить орфоэпический анализ имён существительных
(выявлять особенности произношения, постановки ударения (в
рамках изученного), анализировать особенности словоизменения
имён
существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полусо словами по визуальной опоре.
Проводить морфологический разбор имён существительных
*при необходимости с визуальной поддержкой*.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Морфологический разбор
имени существительного
Имя
прилагательное
(16 ч)
Повторение сведений об
имени прилагательном,
полученных в 5 классе.
Склонение имён
прилагательных.
Правописание безударных
окончаний имён
прилагательных.
*Качественные,
относительные и
притяжательные имена
прилагательные. *
*Степени сравнения
качественных имён
прилагательных. *
Словообразование имён
Правильно склонять имена прилагательные (при необходимости
по смысловой опоре).
Применять правила правописания безударных окончаний имён
прилагательных.
*Распознавать качественные, относительные и притяжательные
имена прилагательные, степени сравнения качественных имён
прилагательных.*
Анализировать особенности словообразования имён
прилагательных.
Проводить орфоэпический анализ имён прилагательных,
выявлять особенности произношения имён прилагательных,
ударения (в рамках изученного).
Проводить орфографический анализ имён прилагательных с н и
нн, имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск-, сложных имён
прилагательных.
Проводить морфологический разбор имён прилагательных
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
прилагательных.
Морфологический разбор
имён прилагательных.
Правописание н и нн в
именах прилагательных.
Правописание суффиксов -ки -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных
имён прилагательных.
Нормы произношения имён
прилагательных, нормы
ударения (в рамках
изученного).
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Имя
числительное
(23 ч)
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Общее грамматическое
значение имени
числительного.
Синтаксические функции
имён числительных.
Разряды имён числительных
по значению:
количественные (целые,
дробные, собирательные) и
порядковые.
Разряды имён числительных
по строению: простые,
сложные, составные.
*Словообразование имён
числительных. *
Склонение количественных
и порядковых имён
числительных.
Правильное образование
форм имён числительных.
Правильное употребление
собирательных имён
числительных.
Распознавать числительные;
определять с опорой на алгоритм общее грамматическое
значение имени числительного;
различать по визуальной опоре количественные (целые, дробные,
собирательные) и порядковые имена числительные.
Различать простые, сложные, составные имена числительные.
Склонять числительные и характеризовать особенности
склонения, *словообразования* и синтаксических функций
числительных.
Характеризовать роль имён числительных в речи, *особенности
употребления в научных текстах, деловой речи*.
Анализировать примеры употребления собирательных имён
числительных.
Проводить орфографический анализ имён числительных, в том
числе написание ь в именах числительных; написание двойных
согласных; слитное, раздельное, дефисное написание
числительных; написание окончаний числительных с
направляющей помощью педагога.
Проводить морфологический разбор имён числительных
существительных при необходимости с визуальной поддержкой.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
*Употребление имён
числительных в научных
текстах, деловой речи.*
Морфологический разбор
имён числительных.
Нормы правописания имён
числительных: написание ь в
именах числительных;
написание двойных
согласных; слитное,
раздельное, дефисное
написание числительных;
нормы правописания
окончаний числительных.
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Местоимение
(15 ч)
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Общее грамматическое
значение местоимения.
Синтаксические функции
местоимений.
*Разряды местоимений.*
Склонение местоимений.
*Словообразование
местоимений.*
*Роль местоимений в речи.*
Употребление местоимений
в соответствии с
требованиями русского
речевого этикета, в том
числе местоимения 3-го лица
в соответствии со смыслом
предшествующего текста
(устранение
двусмысленности,
неточности);
притяжательные и
указательные местоимения
как средства связи
предложений в тексте.
Распознавать местоимения; определять с опорой на алгоритм
общее грамматическое значение местоимения.
*Различать разряды местоимений.*
Характеризовать особенности склонения местоимений,
*словообразования местоимений, синтаксических функций
местоимений, роли в речи*.
*Анализировать примеры употребления местоимений с точки
зрения соответствия требованиям русского речевого этикета.
Анализировать примеры употребления местоимения 3-го лица с
точки зрения соответствия смыслу предшествующего текста.
Редактировать небольшие тексты, где употребление местоимения
приводит к речевой ошибке (устранять двусмысленность,
неточность).*
Проводить орфографический анализ местоимений с не и ни;
анализировать примеры слитного, раздельного и дефисного
написания местоимений по визуальной опоре.
Проводить морфологический разбор местоимений по визуальной
опоре.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Морфологический разбор
местоимений.
Нормы правописания
местоимений: правописание
местоимений с не и ни;
слитное, раздельное и
дефисное написание
местоимений
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Глагол (44 ч)
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Повторение сведений о
глаголе, полученных в 5
классе.
Правописание гласных в
суффиксах -ова(ть), -ева(ть)
и -ыва(ть), -ива(ть)
*Переходные и
непереходные глаголы.*
*Разноспрягаемые глаголы.*
Безличные глаголы.
Изъявительное, условное и
повелительное наклонения
глагола.
*Нормы ударения в
глагольных формах
(в рамках изученного).*
Нормы словоизменения
глаголов.
* Видо-временная
соотнесённость глагольных
форм в тексте.*
Морфологический разбор
глаголов.
Соблюдать нормы правописания гласных в суффиксах -ова(ть), ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть) по смысловой опоре.
*Распознавать переходные и непереходные глаголы;
разноспрягаемые глаголы*; определять с опорой на алгоритм
наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном,
условном и повелительном наклонении; различать безличные и
личные глаголы.
Проводить орфографический анализ глаголов с ь в формах
повелительного наклонения.
Применять нормы правописания глаголов с изученными
орфограммами.
Проводить морфологический разбор глаголов по визуальной
опоре.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Использование ь как
показателя грамматической
формы повелительного
наклонения глагола.
Основные виды
деятельности обучающихся