Адаптированнаая рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

Соответствует ФАОП ООО
Приказ Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 № 1025

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета литература
для обучающихся 8 класса

с Правда, 2024

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» (предметная
область «Русский язык и литература») (далее соответственно – программа
по литературе, литература) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по литературе,
тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025),
Федеральной рабочей программы основного общего образования по
учебному предмету «Литература», Федеральной программы воспитания, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам
освоения Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с задержкой психического
развития.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область
«Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с
ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного
творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и
понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет
имеет интегративный характер: изучение направлено на образование,
воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом
внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с
фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов,
их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР
возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к
миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством,
способствуют формированию гражданской позиции и национальнокультурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру
в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках
литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать
типичные задачи в области социальных отношений, межличностных

отношений,
включая
отношения
между
людьми
различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере,
соотносить собственное поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»
Общие цели изучения учебного предмета «Литература»
представлены в Федеральной рабочей программе основного общего
образования.
Специальной целью преподавания литературы на уровне основного
общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, что предполагает постижение
художественной литературы как вида искусства, целенаправленное
развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и
пониманию
смысла
различных
литературных
произведений
и
самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной
форме.
Изучение литературы на уровне основного общего образования
решает следующие задачи:
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на
основе изучения выдающихся произведений русской литературы,
литературы своего народа, мировой литературы;
 формирование и развитие представлений о литературном
произведении как о художественном мире, особым образом
построенном автором;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий художественного текста
от научного, делового, публицистического и т. п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать
и
интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную картину жизни, отражённую в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления, ответственного отношения к
разнообразным художественным смыслам;
 формирование отношения к литературе как к особому способу
познания жизни;
 воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной
позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;

 воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также
уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре
других эпох и народов;
 развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом;
 формирование отношения к литературе как к одной из основных
культурных ценностей народа;
 обеспечение через чтение и изучение классической и современной
литературы культурной самоидентификации;
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития;
 формирование у обучающегося стремления сознательно планировать
своё досуговое чтение.
Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР
максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе
Федеральная рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается
от основной образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем,
что составлена с учетом особых образовательных потребностей и
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся
данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются
сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к
нежеланию читать и анализировать предложенные произведения;
недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению
понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты
навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность
психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение
содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои
особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых
произведений педагогу следует понимать, что их содержание должно
максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР;
обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и представлений;
способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему
усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; уточнению,
расширению и активизации лексического запаса, развитию устной
монологической речи.
Федеральная программа предоставляет автору рабочей программы
свободу в распределении материала по четвертям (триместрам).
Распределение времени на изучение тем в течение учебного года
самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от

особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных
потребностей.
Содержание каждого года обучения включает произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло,
жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и
человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и
т. д.).
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Литература»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Литература» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В
процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с
основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным
литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально
активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР.
Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор
дополнительных заданий; постоянное использование наглядности,
наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний,
упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески
поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку,
укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать
небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно
проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в
устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню
представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем
перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ,
написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений;
включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного,
ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп
изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего
задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к
возможностям обучающихся с ЗПР.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Литература»
входит в предметную область «Русский язык и литература» и является

обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по
отношению к предмету «Литературное чтение».
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературы в 8
классе – 2 часа в неделю (68 часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
8 КЛАСС
Древнерусская литература
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное».
Литература XVIII века
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например,
«К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору).
Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская
дочка».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не
хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,
«Нищий» и др. Поэма «Мцыри».
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая
любовь».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно
произведение по выбору).
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы).
Литература первой половины XX века
Произведения писателей русского зарубежья (одно по выбору).
Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н.
Тэффи, А. Т. Аверченко и др.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее двух стихотворений на
тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В.
Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье
сердце» и др.

Литература второй половины XX века
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.).
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–
XXI века (одно произведение по выбору). Например, произведения
Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй
половины XX–XXI века (одно произведение на тему «Человек в ситуации
нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева,
Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон,
Б. Кауфман и др.).
Поэзия второй половины XX – начала XXI века (не менее двух
стихотворений). Например,
стихотворения Н.
А. Заболоцкого,
М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова,
Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко,
Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.
Зарубежная литература
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66
«Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не
похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по
выбору).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление
об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров
из литературы;
представление о способах противодействия коррупции, готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы;
активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного
жизненного и читательского опыта, ответственного отношения к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в Интернете;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных
произведений, управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного
края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с деятельностью героев на страницах литературных
произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с
использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка
социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, в действии в условиях
неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других, в выявлении и связывании образов, необходимость в
формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями
в
области
концепции
устойчивого
развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;

способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
выделять характерные черты, присущие различным образам
литературных героев, давать им обобщенную характеристику;
устанавливать
причинно-следственные
связи
при
чтении
литературных произведений;
находить в тексте информацию и формулировать выводы;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для
извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников
с учетом поставленных целей;
формировать читательскую грамотность;
аргументировать свою позицию, мнение;
создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и
развернутые) для решения учебных задач при написании аннотации,
сочинения, эссе, литературно-творческой работы;
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога или
дискуссии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием литературных произведений для
выступления перед аудиторией;
отстаивать свое мнение, точку зрения;
формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности в области литературы;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
различать и называть собственные эмоции, возникающие при
прочтении литературных произведений или при знакомстве с биографиями
писателей;
анализировать причины эмоций литературных персонажей и
адекватно называть их;
ставить себя на место литературного персонажа, понимать его мотивы
и намерения.
Предметные результаты
В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающиеся
с ЗПР включаются в культурно-языковое поле русской и мировой культуры
через осознание богатства, национального своеобразия русского языка,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как части
самобытной русской культуры, осознание тесной связи между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом. Обеспечивается приобщение
обучающихся к российскому литературному наследию и через него к
сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование
причастности к национальным свершениям, традициям и осознание
исторической преемственности поколений; обогащение словарного запаса,
развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами русского речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
ориентированы на формирование культуры чтения и мышления,
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях. Они должны обеспечивать формирование
потребности в систематическом чтении как способе познания мира и себя в

этом мире, источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а также
средстве гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты по литературе в основной школе для
обучающихся с ЗПР должны обеспечивать:
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического;
3) овладение элементарными умениями смыслового анализа
произведений устного народного творчества и художественной литературы,
базовыми умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях:
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять с направляющей помощью педагога тематику и проблематику
произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения;
выявлять по опорным вопросам позицию героя, повествователя, рассказчика,
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения
и воплощённые в нём реалии;
иметь представление о теоретико-литературных понятиях1 и уметь
использовать их на базовом уровне в процессе анализа, интерпретации
произведений и оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;
художественный образ; факт, вымысел; литературные направления
(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос,
драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия,
поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет,
эпиграмма, лиро-эпические (поэма, баллада)); форма и содержание
литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический,
трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития
действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,
эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора,
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический
герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог,
монолог; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ,
подтекст; сатира, юмор, ирония, сарказм; эпитет, метафора, сравнение;
олицетворение, гипербола; стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей,
ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
базовые умения рассматривать изученные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять с направляющей помощью

педагога и при помощи «ленты времени» принадлежность произведения к
историческому времени, определённому литературному направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в
том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского
мировоззрения, проблематики произведений;
базовое умение сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;
умение сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам
изученные произведения художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4)
совершенствование
умения
выразительно
(с
учётом
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР) читать наизусть
произведения, и / или фрагменты в том числе наизусть, не менее
10 произведений и / или фрагментов;
5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение по
опорным схемам и наводящим вопросам, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению
и формулировать вопросы к тексту;
6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном
произведении; давать аргументированную оценку прочитанному;
7) совершенствование умения создавать устные и письменные
высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой
на прочитанные произведения (не менее 200 слов), аннотацию, отзыв;
8) овладение базовыми умениями самостоятельной интерпретации и
оценки изученных художественных произведений древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в
том числе с использованием методов смыслового чтения);
9) понимание важности чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы как способа познания
мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также
средства собственного развития;
10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение,
формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
11) формирование умения участвовать в проектной или
исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного
представления полученных результатов);
12) овладение умением использовать словари и справочники, в том
числе информационно-справочные системы в электронной форме,
подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет
для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила
информационной безопасности.

Предметные результаты по классам
8 КЛАСС
1) понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать
её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства,
выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
3) проводить с опорой на план, образец смысловой анализ
произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня
развития обучающихся с ЗПР):
- анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать по плану героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять на
базовом уровне своё понимание нравственно-философской, социальноисторической проблематики произведений (с учётом актуального уровня
развития обучающихся с ЗПР); выявлять языковые особенности
художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные
для творческой манеры и стиля писателя;
- понимать сущность и смысловые функции теоретико-литературных
понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений: художественная литература и устное
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт,
вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман,
баллада, поэма, песня, сонет, лиро-эпические (поэма, баллада); тема, идея,
проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт;
система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой
(персонаж), лирический герой; портрет, пейзаж, интерьер; юмор, ирония,
сатира, сарказм; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола;
стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа; афоризм;
- учиться рассматривать отдельные изученные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе
принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению);

- выделять с направляющей помощью педагога в произведениях
элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
определять родо-жанровую специфику изученного художественного
произведения;
- сопоставлять по плану, схеме произведения, их фрагменты, образы
персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;
- сопоставлять по плану, схеме изученные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства
(изобразительное искусство, музыка, театр, кино, фотоискусство);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть
(не менее 8–9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая
личное отношение к произведению (с учётом актуального уровня развития
обучающихся с ЗПР);
5) пересказывать изученное произведение, используя различные виды
пересказов, отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы
к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить собственную позицию с позициями участников диалога, давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения; *с направляющей помощью
педагога исправлять и редактировать собственные письменные тексты*;
собирать с направляющей помощью педагога, материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,
доклада, конспекта, эссе, отзыва на самостоятельно выбранную
литературную тему, применяя различные виды цитирования;
8) с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать
текстуально изученные художественные произведения древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с
использованием методов смыслового чтения;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы как способа познания мира и окружающей
действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а
также средства собственного развития;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный
кругозор по рекомендациям педагога, в том числе за счёт произведений
современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и
исследовательской деятельности и публично представлять полученные
результаты;
12) самостоятельно
использовать
энциклопедии,
словари
и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться

электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные
источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая
правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«Литература» Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной
рабочей программы учебного предмета «Литература» образовательной программы основного общего образования. При
этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения,
в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по литературе, представленными в
Пояснительной записке.
В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано количество часов, отводимое на чтение,
изучение и обсуждение литературных тем, на развитие речи, на уроки внеклассного чтения и итоговые контрольные
работы, предусмотрены резервные часы для реализации принципа вариативности в выборе произведений (до 15 часов в
год), в том числе и произведений региональной литературы. Количество резервных часов рассчитывается исходя из
общего количества часов, отведённых на год обучения; зависит от уровня сложности содержания инварианта; от
выбранного учителем УМК.

8 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Тематический
блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Древнерусская
литература (2 ч)

Житийная литература (одно
произведение по выбору).
Например, «Житие Сергия
Радонежского», «Житие
протопопа Аввакума, им
самим написанное» (2 ч)

Литература
XVIII века (3 ч)

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль» (3 ч)

Воспринимать и выразительно читать произведения древнерусской литературы.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Составлять тезисный план статьи учебника после предварительного анализа. Устно
или письменно отвечать на вопросы. Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по опорным
вопросам. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей по
предложенному плану. Характеризовать героев произведения используя опорные
слова. Иметь представление о чертах жанра жития и их отличия от других жанров
древнерусской литературы. Письменно отвечать на проблемный вопрос (используя
текст произведения).
Воспринимать и выразительно читать драматическое произведение (в том числе по
ролям). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять тезисный план статьи учебника, по опорным словам, после
предварительного анализа. Устно или письменно отвечать на вопросы. Участвовать
в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии по опорной схеме. Анализировать произведение с учётом его родожанровой принадлежности по предложенному плану. Иметь представление о
характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и
приёмов изображения человека. Составлять характеристики главных героев (по
опорным словам, предложенному плану), в том числе речевые. Определять черты
классицизма в произведении с занесением информации в таблицу под руководством
учителя. Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на
литературную тему.

Литература
первой
половины XIX
века (19 ч)

А. С. Пушкин.
Стихотворения (не менее
двух). Например, «К
Чаадаеву», «Анчар» и др.
«Маленькие трагедии»
(одна пьеса по выбору).
Например, «Моцарт и
Сальери», «Каменный
гость». Роман «Капитанская
дочка» (8 ч)

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не менее
двух).
Например, «Я не хочу, чтоб
свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной
полумаски…»,
«Нищий» и др. Поэма
«Мцыри» (5 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять конспект статьи учебника по опорным словам. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии по опорным словам. Анализировать тематику, проблематику,
художественные особенности лирического и драматического произведения с учётом
родо-жанровой принадлежности по алгоритму. Характеризовать лирического героя
стихотворения с опорой на план. Сопоставлять стихотворения одного и разных
авторов по заданным основаниям с помощью учителя. Выявлять с помощью учителя
особенности сюжета драматического произведения, динамику развития образов с
помощью ключевых цитат, осуществлять сравнительную характеристику событий и
героев. Формулировать вопросы по тексту произведения. Использовать различные
виды пересказа. Характеризовать и сопоставлять основных героев романа, выявлять
художественные средства их создания по опорным вопросам. Анализировать
различные формы выражения авторской позиции под руководством учителя.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную
тему.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять конспект статьи учебника по опорным словам. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии по опорным словам. Анализировать тематику, проблематику,
художественные особенности лирического произведения по алгоритму.
Характеризовать лирического героя стихотворения с опорой на предложенный план.
Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным основаниям с
помощью учителя. Анализировать сюжет поэмы, тематику, проблематику, идейнохудожественное содержание по опорным вопросам. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Использовать различные виды пересказа. Характеризовать
героя поэмы, выявлять художественные средства создания художественных образов
по опорным вопросам. Определять роль пейзажа с помощью учителя. Иметь

представление о соотнесении идейно-художественные особенностей поэмы с
романтическими принципами изображения. Анализировать форму выражения
авторской позиции с помощью учителя. Выявлять, используя дидактические
материалы, в поэме признаки лирики и эпоса. Письменно отвечать на проблемный
вопрос, писать сочинение на литературную тему.

Литература
второй
половины
XIX века (6 ч)

Н. В. Гоголь.
Повесть «Шинель»,
Комедия «Ревизор» (6 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературные произведения (в том числе по
ролям). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять тезисный план статьи учебника по опорным словам. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать
в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии по опорным словам. Анализировать по плану произведение с учётом
его родо-жанровой принадлежности. Характеризовать и сопоставлять основных
героев повести, выявлять художественные средства их создания по предложенному
алгоритму. Выявлять с помощью учителя в повести признаки реалистического и
фантастического, определять роль гротеска. Формулировать вопросы по тексту
произведения. Использовать различные виды пересказа. Анализировать по плану/
алгоритму сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание
комедии. Составлять с помощью учителя план характеристики героев произведения,
в том числе сравнительной. Определять по наводящим вопросам этапы развития
сюжета пьесы, представлять их в виде схемы с помощью учителя. Письменно
отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему.

И. С. Тургенев. Повести
(одна по выбору).
Например, «Ася», «Первая
любовь» (2 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять
тезисный план статьи учебника по опорным словам. Устно или письменно отвечать
на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по опорным словам.
Анализировать по плану сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное
содержание повести. Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять
художественные средства их создания по предложенному плану/ алгоритму. Иметь

Ф. М. Достоевский.
«Бедные люди», «Белые
ночи» (одно произведение
по выбору) (2 ч)

Л. Н. Толстой. Повести
и рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Отрочество»
(главы) (2 ч)

представление о соотнесении содержания произведения с реалистическими
принципами изображения жизни и человека. Письменно отвечать на проблемный
вопрос.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять
тезисный план статьи учебника по опорным словам. Устно или письменно отвечать
на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Анализировать по плану сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное
содержание произведения. Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать и
сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства их
создания после предварительного анализа по предложенному плану. Определять с
помощью учителя способы выражения внутреннего мира героев. Иметь
представление о различиях образов рассказчика и автора. Иметь представление о
соотнесении содержания произведения с реалистическими принципами
изображения жизни и человека. Давать письменный ответ на проблемный вопрос.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять
тезисный план статьи учебника по опорным словам. Устно или письменно отвечать
на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Анализировать по предложенному плану сюжет, тематику, проблематику, идейнохудожественное содержание произведения. Формулировать вопросы по тексту.
Характеризовать и сопоставлять основных героев произведения, выявлять
художественные средства их создания с использованием алгоритма. Определять с
помощью учителя роль пейзажа и способы выражения внутреннего мира героя.
Иметь представление о соотнесении содержания произведения с реалистическими
принципами изображения жизни и человека. Давать письменный ответ на
проблемный вопрос.

Литература
первой
половины XX
века (6 ч)

Произведения писателей
русского зарубежья (одно
по выбору). Например,
произведения И.
С. Шмелёва,
М. А. Осоргина, В. В.
Набокова, Н. Тэффи, А.
Т. Аверченко и др. (2 ч)

Поэзия первой половины
ХХ века (не менее двух
стихотворений на тему
«Человек и эпоха» по
выбору).
Например, стихотворения
В. В. Маяковского, М.
И. Цветаевой, О. Э.
Мандельштама,
Б. Л. Пастернака и др. (1 ч)
М. А. Булгаков (одна
повесть по выбору).
Например, «Собачье
сердце» и др. (3 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Использовать различные виды пересказа. Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием
статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством
учителя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности
по предложенному плану. Характеризовать и сопоставлять героев произведения,
определять художественные средства их создания с использованием плана/
алгоритма. Выявлять с помощью учителя способы создания комического. Давать
письменный ответ на проблемный вопрос. Планировать своё досуговое чтение,
обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе по
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи
учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством учителя.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историкокультурные комментарии по алгоритму. Анализировать тематику, проблематику,
художественные особенности лирического произведения по плану. Характеризовать
лирического героя стихотворения по опорным словам. Сопоставлять стихотворения
одного и разных авторов по заданным основаниям с помощью учителя. Планировать
своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии по алгоритму. Обобщать материал о писателе и истории создания
произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и
ресурсов Интернета с помощью учителя. Анализировать сюжет, тематику,
проблематику, идейно-художественное содержание повести по плану/ опорным

Литература
второй
половины
XX века (12 ч)

А. Т. Твардовский.
Поэма «Василий Тёркин»
(главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата»,
«Поединок» и др.) (3 ч)

М. А. Шолохов. Рассказ
«Судьба человека» (2 ч)

вопросам. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать и
сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства
их создания по предложенному плану. Давать письменный ответ на проблемный
вопрос.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять тезисный план статьи учебника по опорным словам. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии по алгоритму. Обобщать материал о поэте и истории создания поэмы с
использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под
руководством учителя. Анализировать сюжет поэмы, тематику, проблематику,
идейно-художественное
содержание
по
плану/
наводящим
вопросам.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Использовать различные виды
пересказа. Характеризовать героя поэмы, выявлять художественные средства
создания художественных образов по алгоритму. Выявлять фольклорные традиции
в поэме, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов,
поэтических средств с занесением информации в таблицу (выполняется при помощи
учителя и наводящих вопросов). Иметь представление о соотнесении идейнохудожественных особенностей поэмы с реалистическими принципами изображения
человека и жизни. Выявлять, с использованием дидактических материалов, в поэме
признаки лирики и эпоса. Давать письменный ответ на проблемный вопрос.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы
(с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять
лексические и историко-культурные комментарии. Обобщать материал о писателе и
истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной
литературы и ресурсов Интернета. Анализировать сюжет, тематику, проблематику,
идейно-художественное содержание рассказа. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев рассказа,
выявлять художественные средства их создания. Различать образы рассказчика и
автора-повествователя. Анализировать форму выражения авторской позиции.

А. И. Солженицын.
Рассказ «Матрёнин двор» (2
ч)

Произведения
отечественных прозаиков
второй половины XX—
XXI века (одно
произведение). Например,
произведения Е. И. Носова,
А. Н. и Б. Н. Стругацких,
В. Ф. Тендрякова,
Б. П. Екимова и др. (2 ч)

Выявлять особенности жанра рассказа-эпопеи. Соотносить содержание произведения
с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Давать
аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Сопоставлять текст
произведения с его экранизацией, обсуждать и писать рецензии.
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Устно или
письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные
комментарии по алгоритму. Обобщать материал о писателе и истории создания
произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и
ресурсов Интернета под руководством учителя. Анализировать сюжет, тематику,
проблематику, идейно-художественное содержание рассказа по плану/ наводящим
вопросам. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать и
сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства их
создания по алгоритму. Различать образы рассказчика и автора-повествователя
используя дидактические материалы. Соотносить содержание произведения с
реалистическими принципами изображения жизни и человека. Давать письменный
ответ на проблемный вопрос. Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой
круг чтения по рекомендациям учителя.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Использовать различные виды пересказа. Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием
статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством
учителя. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное
содержание рассказа по плану/ наводящим вопросам. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев
произведения, выявлять художественные средства их создания по алгоритму.
Выявлять с помощью учителя нравственную проблематику произведения. Давать
письменный ответ на проблемный вопрос. Планировать своё досуговое чтение,

Произведения
отечественных и
зарубежных прозаиков
второй половины XX—
XXI века (одно
произведение на тему
«Человек в ситуации
нравственного выбора»).
Например, произведения
В. П. Астафьева,
Ю. В. Бондарева,
Н. С. Дашевской,
Дж. Сэлинджера,
К. Патерсон, Б. Кауфман
и др.). (2 ч)
Поэзия второй половины
XX — начала XXI века (не
менее двух стихотворений).
Например, стихотворения
Н. А. Заболоцкого, М.
А. Светлова, М.
В. Исаковского, К.
М. Симонова,
Р. Г. Гамзатова, Б.
Ш. Окуджавы, В.
С. Высоцкого,
А. А. Вознесенского, Е.
А. Евтушенко,
Р. И. Рождественского,
И. А. Бродского, А. С.
Кушнера и др. (1 ч)

обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Использовать различные виды пересказа. Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии по алгоритму.
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием
статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством
учителя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности
по плану/ наводящим вопросам. Характеризовать и сопоставлять героев
произведения, определять художественные средства их создания по алгоритму.
Выявлять с помощью учителя нравственную проблематику произведения. Давать
письменный ответ на проблемный вопрос.

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе по
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи
учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством учителя.
Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования).
Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историкокультурные комментарии по алгоритму. Анализировать тематику, проблематику,
художественные особенности лирического произведения по плану/ наводящим
вопросам. Характеризовать по алгоритму лирического героя стихотворения.
Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным основаниям с
помощью учителя. Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения
по рекомендациям учителя. Участвовать в разработке проектов по литературе ХХ
века (по выбору обучающихся).

Зарубежная
литература (5 ч)

У. Шекспир. Сонеты (одиндва по выбору). Например,
№ 66 «Измучась всем, я
умереть хочу…», № 130 «Её
глаза на звёзды не
похожи…» и др. Трагедия
«Ромео и Джульетта»
(фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия
«Мещанин во дворянстве»
(фрагменты по выбору) (5 ч)

Воспринимать и выразительно читать произведения с учётом их родо-жанровой
специфики. Составлять лексические и историко-культурные комментарии по
алгоритму. Подбирать и обобщать материалы о писателях, а также об истории
создания произведений с использованием статьи учебника, справочной литературы
и ресурсов Интернета под руководством учителя. Иметь представление о
соотнесении содержания произведений с принципами изображения жизни
и человека, характерными для различных исторических эпох. Характеризовать
сюжеты эпических и драматических произведений, их тематику, проблематику,
идейно-художественное
содержание
по
плану/
алгоритму.
Составлять
характеристики персонажей, в том числе сравнительные, используя схему и таблицу
с помощью учителя. Анализировать по наводящим вопросам ключевые эпизоды
драматических произведений. Давать письменный ответ на проблемный вопрос.
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям
учителя.

Количество учебных часов на тему может варьироваться на усмотрение учителя, неизменным остаётся общее
количество часов на весь год.
6 резервных уроков предназначены для самостоятельного распределения учителем количества часов на тематический
контроль, на дополнительное включение в тематическое планирование авторов или произведений, на рекомендации по
индивидуальному планированию самостоятельного чтения, на консультирование по подготовке учебных проектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».