Адаптированная рабочая программа по труду (технологии) 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

Соответствует ФАОП НОО
Приказ Минпросвещения РФ
от 22.11.2022 № 1023

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Труд (технология) »
для обучающихся 3 классов

с.Правда, 2024

Адаптированная рабочая программа
по труду (технологии) разработана в
соответствии с образовательной программой основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно ФАОП ООО) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения
федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809 с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся.
Настоящая рабочая программа
является приложением Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ Правдовская школа.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка
психического здоровья, недоразвитие речи системного характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже
возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в целом, у части - локально в
отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия
и
др.
познавательных
процессов,
умственной
работоспособности
и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение
школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль,
саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У
большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения, связанная как
с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной
регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с
ЗПР К общим потребностям относятся:
• получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
• выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;

• получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с ОВЗ;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка
с педагогами и соучениками;
• психологическое
сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР
(быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
• гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения
уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения,
а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию

дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение
социальных контактов;
• обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения
(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных
ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с
ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку
психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в
зоне внимания педагога;
- использование специальных учебно-методических пособий и дидактических
материалов» - использование наглядных, словесных, практических методов
обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка;
- новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и
доступно;
- значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;
- в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование,
пошаговый алгоритм, работа по плану и др.;
- уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной
требовательностью;
- индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности
личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении
заданий).
Место предмета в учебном плане
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии для учащихся с ОВЗ:
–в 3 классе – 34 часа из расчёта 0,5 ч. – работа с учителем, 0,5 ч. – самостоятельная работа.
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и
является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков
преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а
также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции,
совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков
обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность
специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной

записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в
календарно-тематическом планировании.
Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной
адаптированной образовательной программой (АООП) заключается в:
− создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного
опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;
− приобретении первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности
на
основе
овладения
технологическими
знаниями,
техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;
− формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для
детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки,
непониманием
содержания
инструкций,
несформированностью
основных
мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП
НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются
общие задачи учебного предмета:
− получение первоначальных представлений о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий;
− усвоение правил техники безопасности;
− овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных
жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового
взаимодействия;
− овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах,
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки в жизни;
− формирование положительного опыта и установки на активное
использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования
младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы
жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на
протяжении всего периода начального образования и позволяет не только
формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для
школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной
ориентировки и пр.).
Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и
является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в
образовании.
Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности:
он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав
различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план,
создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности
оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной
работы.

Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей
адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества
личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с
ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность
действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное
значение.
Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную
направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом
процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции
правил, показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и
внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает
основу для формирования системы специальных технологических действий.
Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил
безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его
изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства
обучающегося за пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по
району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и
характером профессионального труда).
В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности
планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции
плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует
формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык
работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения.
Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных
результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).
Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы
духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности
непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через
развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о
свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования.
Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию,
обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения,
геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.
Обучающиеся
с
ЗПР
характеризуются
существенными
индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью
учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и
мотивационноповеденческими особенностями, и степенью проявления дисфункций
(нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации
и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение
индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают
полноценную возможность для этого.
На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
− при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение
каждой детали;
− выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно
изготовить за одно занятие;
− осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления
и пресыщения;

− трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом,
предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного
обучения указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата
(глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора
деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность
пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены
моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция
мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций
не только от учителя, но и от других участников сопровождения.
Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так
же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При
существенном отставании в сформированности указанных психологических
составляющих учителю рекомендуется:
− при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый
контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи;
− затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск
операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного
пошагового плана действий;
− объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости
от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного
общего тонуса и др.).
Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционноразвивающей работы
Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися,
имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в
зависимости от материально-технической базы и кадрового потенциала, однако
требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов
на психолого-медикопедагогических консилиумах и педагогических советах (если
образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционноразвивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной
деятельности, отклонения в эмоциональноволевой сфере личности, трудности
межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции.
Соответственно,
участники
сопровождения
рефлексируют
коррекционноразвивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг
образовательных результатов в соответствии с ним.
Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать
наличие позитивных изменений по следующим пунктам:
− расширение представлений о трудовой деятельности людей;
− развитие возможностей знаково-символического опосредствования
деятельности
(в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);
− совершенствование пространственных представлений;
− улучшение ручной моторики;
− развитие действий контроля;
− совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);
− вербализация плана деятельности;

− умение работать в парах и группах сменного состава;
− совершенствование диалогических умений;
− формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность,
тщательность, инициативность и т.п.).
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и
уточнении
представлений
об
окружающей
предметной
и
социальной
действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих
интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и
речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы,
способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые
рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований
младшего школьника.
Содержание программы по технологии включает характеристику основных
структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и
картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с
природным материалом, технологии работы с текстильными материалами,
технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик,
поролон, фольга, солома).
3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации).
4. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами
проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности,
коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать
информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с
учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений,
построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств
художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства
и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный
источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и
обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии).

Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные
с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы,
размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония
в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее
представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в
жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения
природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как
устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и
идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных
ролей (руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических
материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных
видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного
материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов
по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и
другие), называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и
назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка.
Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных
форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки
изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на
внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение
измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение
отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого

стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения
деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями).
Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в
одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов
«Конструктор»
по
заданным
условиям
(технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного
соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и
устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач
на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
Информационно-коммуникативные технологии
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные
технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио,
печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный
мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для
сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft
Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах
на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также
графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией:

анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов
работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов
выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и
по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению,
отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей
части работы.

​ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по технологии достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное
отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты
форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной
культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения,
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;

делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и
других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для
решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения
и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание
и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера)
и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;

проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать
и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по технологии:
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках
изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида
и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные
техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративнохудожественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов
«Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих,
творческих и проектных заданий;

выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала
на основе полученных знаний и умений.
Тематическое планирование по труду (технологии)
3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

1

Повторение и обобщение пройденного
во втором классе

1

2

Информационно-коммуникативные
технологии

3

3

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
(технология обработки пластических
масс, креповой бумаги

4

4

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений Фольга.
Технология обработки фольги

1

5

Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования

1

6

Объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки

6

7

Технологии обработки текстильных
материалов

4

8

Пришивание пуговиц. Ремонт одежды

3

9

Современные производства и профессии

4

10

Подвижное и неподвижное соединение
деталей из деталей наборов типа
«Конструктор». Конструирование
изделий из разных материалов

6

11

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».