Адаптированная рабочая программа по литературе для учащихся с ОВЗ 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Администрация Первомайского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»

Соответствует ФАОП ООО
Приказ Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 № 1025

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета литература
для обучающихся 6 классов

с Правда, 2024

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литература» (предметная
область «Русский язык и литература») (далее соответственно – программа по литературе,
литература) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по литературе, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения
России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного общего
образования по учебному предмету «Литература», Федеральной программы воспитания, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и направлен на получение обучающимися с ЗПР знаний о содержании, смыслах,
языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения,
восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет
имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
обучающегося подросткового возраста при особом внимании к его социальноэмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями
разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют
обучающимся с ЗПР возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают
их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством,
способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной
идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.
Осмысление и применение полученных на уроках литературы знаний позволит
обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить
собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми
правилами и нормами.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»
Общие цели изучения учебного предмета «Литература» представлены в Федеральной
рабочей программе основного общего образования.
Специальной целью преподавания литературы на уровне основного общего
образования является формирование у обучающегося с ЗПР потребности в качественном

чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что
предполагает постижение художественной литературы как вида искусства,
целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и
пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному
истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.
Изучение литературы на уровне основного общего образования решает следующие
задачи:
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения
выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой
литературы;
 формирование и развитие представлений о литературном произведении как о
художественном мире, особым образом построенном автором;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к
разнообразным художественным смыслам;
 формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
 воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной позиции,
способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания
творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
 воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного
отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
 формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных
ценностей народа;
 обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы
культурной самоидентификации;
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития;
 формирование у обучающегося стремления сознательно планировать своё досуговое
чтение.
Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические
особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе
Федеральная рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от основной
образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем, что составлена с учетом

особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР. У обучающихся данной категории на уровне основного общего образования
наблюдаются сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к
нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность
произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения;
у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и самоконтроля,
наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение
содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои особенности в
преподавание данного курса. При отборе изучаемых произведений педагогу следует
понимать, что их содержание должно максимально способствовать расширению кругозора
обучающихся с ЗПР; обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и
представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему
усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; уточнению, расширению и
активизации лексического запаса, развитию устной монологической речи.
Федеральная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в
распределении материала по четвертям (триместрам). Распределение времени на изучение
тем в течение учебного года самостоятельно определяется образовательной организацией и
зависит от особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных
потребностей.
Содержание каждого года обучения включает произведения русской и зарубежной
литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание,
великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни
писателя и читателя и т. д.).
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Литература»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным
возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий педагог на практической основе
знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к
сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально
активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо
неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование
многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески поощрять активность
обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для
чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные
варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с
текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню
представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный
навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем
теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для
обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп

изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня
сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Литература» входит в предметную
область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет
«Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
На изучение литературы отводится 3 часа в неделю, из них аудиторных – 2 часа и 1
час на самостоятельное (с родителями) изучение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Античная литература
Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор
Русские былины (одно произведение). Например, «Илья Муромец и Соловейразбойник», «Садко».
Народные песни и баллады народов России и мира (не менее двух песен и одной
баллады). Например, «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты),
баллада «Аника-воин» и др.
Древнерусская литература
«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о
белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти
князя Олега».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя
дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). «Три пальмы», «Листок», «Утёс»
и др.
А. В. Кольцов. Стихотворения (одно произведение). Например, «Косарь», «Соловей»
и др.
Литература второй половины XIX века
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (одно произведение). «Есть в осени
первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».
А. А. Фет. Стихотворения (одно произведение). «Учись у них — у дуба, у берёзы…»,
«Я пришёл к тебе с приветом…».
И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
Н. С. Лесков. Сказ «Левша».
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).
А. П. Чехов. Рассказы (два по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон»,
«Смерть чиновника» и др.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Литература XX века
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (одно произведение).
Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.

Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее двух стихотворений двух
поэтов). Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Ю. Д.
Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы.
Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о
Великой Отечественной войне (одно произведение по выбору). Например, Б. Л. Васильев.
«Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк» и др.
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (одно
произведение). Например, Р. П. Погодин «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман «Дикая
собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль «Самая лёгкая лодка в мире» и др.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов К. Булычев «Сто
лет тому вперед»
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня»,
«Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой
народ…», «Что б ни делалось на свете…», Р. Гамзатов «Журавли», «Мой
Дагестан».Зарубежная литература
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (одно
произведение). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли.
«Убить пересмешника» (главы по выбору) и др.
Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (одно
произведение). Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у
обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в

поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием
примеров из литературы;
представление о способах противодействия коррупции, готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с
использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в
образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и
читательского опыта, ответственного отношения к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернете;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение

осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных
произведений, управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с
оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев
на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы,
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно
прочитанных литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми

из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей
литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других, в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в
том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выделять характерные черты, присущие различным образам литературных героев,
давать им обобщенную характеристику;
устанавливать причинно-следственные связи при чтении литературных произведений;
находить в тексте информацию и формулировать выводы;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и
обобщения информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
формировать читательскую грамотность;
аргументировать свою позицию, мнение;
создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и развернутые) для
решения учебных задач при написании аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой
работы;
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога или дискуссии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с
использованием литературных произведений для выступления перед аудиторией;
отстаивать свое мнение, точку зрения;
формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности в области литературы;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
различать и называть собственные эмоции, возникающие при прочтении
литературных произведений или при знакомстве с биографиями писателей;
анализировать причины эмоций литературных персонажей и адекватно называть их;
ставить себя на место литературного персонажа, понимать его мотивы и намерения.
Предметные результаты
В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающиеся с ЗПР
включаются в культурно-языковое поле русской и мировой культуры через осознание
богатства, национального своеобразия русского языка, воспитание ценностного отношения к
русскому языку как части самобытной русской культуры, осознание тесной связи между
языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и
ее социальным ростом. Обеспечивается приобщение обучающихся к российскому
литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;
формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание
исторической преемственности поколений; обогащение словарного запаса, развитие
культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского
речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» ориентированы на
формирование культуры чтения и мышления, применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Они должны обеспечивать
формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и себя в
этом мире, источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средстве
гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты по литературе в основной школе для обучающихся с ЗПР
должны обеспечивать:
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3) овладение элементарными умениями смыслового анализа произведений устного
народного творчества и художественной литературы, базовыми умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях:
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять с
направляющей помощью педагога тематику и проблематику произведения, родовую и
жанровую принадлежность произведения; выявлять по опорным вопросам позицию героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощённые в нём реалии;
иметь представление о теоретико-литературных понятиях1 и уметь использовать их на
базовом уровне в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных
оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направления (классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча,
повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание,
отрывок, сонет, эпиграмма, лиро-эпические (поэма, баллада)); форма и содержание
литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический, трагический,
комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт;
система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог,
монолог; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст; сатира, юмор,
ирония, сарказм; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; стиль; стих и
проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
базовые умения рассматривать изученные произведения в рамках историколитературного процесса (определять с направляющей помощью педагога и при помощи
«ленты времени» принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе
А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями
исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
базовое умение сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы,
проблемы, жанры, эпизоды текста;
умение сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам изученные
произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства
(живопись, музыка, театр, кино);
4) совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР) читать наизусть произведения, и / или фрагменты в том числе наизусть,
не менее 10 произведений и / или фрагментов;
5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение по опорным схемам
и наводящим вопросам, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на
вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;

6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении; давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных
жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не
менее 200 слов), аннотацию, отзыв;
8) овладение базовыми умениями самостоятельной интерпретации и оценки
изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и
зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов
смыслового чтения):
9) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и
обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) формирование умения участвовать в проектной или исследовательской
деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
12) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;
применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Предметные результаты
1) иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности
литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2) иметь представления об особенностях литературы как вида словесного искусства,
отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой анализ произведений фольклора и
художественной литературы; воспринимать, анализировать и оценивать прочитанное (с
учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР):
- определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые
автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения, используя
справочные материалы; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики по опорной схеме, плану;
- понимать сущность теоретико-литературных понятий и с направляющей помощью
педагога использовать их в процессе анализа произведений: художественная литература и
устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос),
жанры (рассказ, повесть, роман, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция;
стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая
характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор; эпитет, метафора,
сравнение; олицетворение, гипербола; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма;
- сопоставлять с направляющей помощью педагога произведения, их фрагменты,
образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с
учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

- сопоставлять с направляющей помощью педагога изученные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка,
театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть произведения, и / или
фрагменты (не менее 4–5 поэтических произведений, не выученных ранее);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с
направляющей помощью педагога формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 80
слов), писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
8) владеть умениями интерпретации и оценки изученных произведений фольклора,
древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием
методов смыслового чтения;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы для познания мира, а также для собственного
развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям педагога, в том числе за счёт произведений современной литературы для
детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности с
направляющей помощью педагога и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной
форме; пользоваться с направляющей помощью педагога электронными библиотеками и
другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематичес
кий
блок/раздел

Основное
содержание

Античная
литература
(5 ч)

Гомер. Поэмы
«Илиада»,
«Одиссея»
(фрагменты) (5ч)

Основные виды деятельности обучающихся
Выразительно читать фрагменты произведений.
Характеризовать героя поэмы, создавать словесный портрет на
основе авторского описания и художественных деталей
используя план и после проведенного анализа. Сопоставлять с
помощью учителя литературные произведения с
мифологической основой, а также на основе близости их
тематики и проблематики; сравнивать персонажей
произведения по сходству или контрасту используя план.

Владеть умениями анализировать произведение по
предложенному плану, различными видами пересказа
художественного текста (подробный, сжатый, выборочный).
Фольклор
(12 ч)

Былины (одна на
выбор).
Например, «Илья
Муромец
и Соловейразбойник»,
«Садко» (8 ч)
Народные песни
«Ах, кабы на цветы
да не морозы...»,
«Ах вы ветры,
ветры буйные...»,
«Черный ворон»,
«Не шуми, мати
зеленая
дубровушка...». и
баллады народов
России и мира (не
менее двух песен и
одной баллады).
«Песнь о
Роланде» «Песнь о
Нибелунгах»
(фрагменты)Баллад
а Р. Л. Стивенсона
"Вересковый мёд".
Ф. Шиллера
«Кубок»,
"Перчатка". др.
(4 ч)

Выразительно читать былины, пересказывать, передавая
языковые и интонационные особенности этого жанра на
доступном уровне. Отвечать на вопросы, составлять
развёрнутый план с помощью учителя. Определять на
доступном уровне после предварительного анализа
особенности былины как эпического жанра, выявлять
особенности композиции, художественные детали, определяя
их роль в повествовании, ритмико-мелодическое своеобразие
русской былины. Характеризовать героев былин, оценивать их
поступки по плану. Сопоставлять при помощи учителя былины
с другими известными произведениями героического эпоса.
Понимать роль гиперболы как одного из основных средств
изображения былинных героев.
Читать выразительно фольклорные произведения. Определять с
помощью учителя художественно-тематические особенности
народных песен и баллады. Выражать личное читательское
отношение к прочитанному на доступном уровне. Устно или
письменно отвечать на вопросы используя текст произведения.
Работать со словарями, определять значение устаревших слов и
выражений.

Древнерус
ская
литература
(4 ч)

«Повесть
временных лет»
(не менее одного
фрагмента).
Например,
«Сказание о
белгородском
киселе», «Сказание
о походе князя
Олега на

Выразительно читать произведение с учётом особенностей
жанра. Работать со словарями, определять значение устаревших
слов и выражений. Выявлять после предварительного анализа с
помощью учителя характерные для произведений
древнерусской литературы темы, образы и приёмы
изображения человека. Определять с помощью учителя роль
и место древнерусских повестей в истории русской литературы.
Характеризовать по плану образ рассказчика и главных героев.
Выявлять средства художественной выразительности используя
дидактические и справочные материалы.

Царьград»,
«Предание о
смерти князя
Олега» (4 ч)
Литератур
а первой
половины
XIX века
(18 ч)

А. С. Пушкин.
Стихотворения (не
менее двух).
«Песнь о вещем
Олеге», «Зимняя
дорога», «Узник»,
«Туча» и др. Роман
«Дубровский».
(11 ч)

Читать выразительно стихотворение. Отличать поэтический
текст от прозаического, аргументировать свой ответ используя
справочные материалы. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях (эпитет,
метафора, олицетворение, сравнение) с опорой на образец.
Выполнять письменные работы по первоначальному анализу
стихотворения используя технологическую карту. Заучивать
стихотворение наизусть.
Читать, анализировать и интерпретировать художественный
текст, сравнивать его с произведением древнерусской
литературы с помощью учителя. Определять общее
и особенное в подаче сюжета после подробного анализа и по
предложенным вопросам. Уметь работать со словарями,
определять значение устаревших слов и выражений.
Читать фрагменты прозаического произведения. Анализировать
текст, выявлять тему, композицию, круг главных героев и
второстепенных персонажей с помощью учителя по опорным
вопросам. Составлять развёрнутый план с помощью учителя,
пересказывать фрагменты текста. Аргументированно
высказывать своё отношение к событиям и героям
произведения на доступном уровне. Писать сочинение на одну
из тем.

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не
менее двух).
«Три пальмы»,
«Листок», «Утёс»
и др. (3 ч)

Выразительно читать стихотворение. Определять с помощью
учителя тематическое единство подобранных произведений.
Выявлять средства художественной изобразительности в
лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение,
сравнение) с опорой на образец. Сопоставлять художественные
тексты с произведениями других видов искусств используя
технологическую карту. Заучивать по выбору стихотворение/я
наизусть.

А. В. Кольцов.
Стихотворения (не
менее двух).
«Косарь»,
«Соловей и др.
(2 ч)

Выразительно читать поэтический текст. Определять с
помощью учителя идейно-художественное содержание текста,
выявлять средства художественной выразительности. Видеть
взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и
настроением человека. Характеризовать лирического героя по
предложенному плану. Работать со словарями, определять
значение устаревших слов и выражений. Читать одно из
стихотворений наизусть.

Литерату
ра второй
половины
XIX века
(25 ч)

Ф. И. Тютчев.
Стихотворения
(одно по выбору).
«Есть в осени
первоначальной…»
, «С поляны
коршун
поднялся…» (2 ч)

Читать выразительно стихотворение. Определять по
наводящим вопросам его тематическое содержание и
эмоциональный настрой. Выявлять средства художественной
выразительности с опорой на образец. Читать одно из
стихотворений наизусть.

А. А. Фет.
Стихотворения
(одно по выбору).
«Учись у них — у
дуба, у берёзы…»,
«Я пришёл к тебе
с приветом…». (2
ч)

Читать выразительно стихотворение, анализировать. Находить
языковые средства художественной выразительности (эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение) с опорой на образец,
понимать их роль в создании поэтических образов. Читать одно
из стихотворений наизусть.

И. С. Тургенев.
Рассказ «Бежин
луг» (3 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературное
произведение. Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы к
тексту используя опорные слова, пересказывать. Составлять с
помощью учителя план (простой, подробный). Выделять после
предварительного анализа наиболее яркие эпизоды
произведения. Определять с помощью учителя тему, идею.
Характеризовать главных героев рассказа пользуясь планом/
опорными словами. Понимать роль пейзажных описаний в
произведении. Сопоставлять используя технологическую карту
художественный текст с произведениями других видов
искусств. Составлять отзыв о рассказе. Пользоваться
библиотечным каталогом для поиска книги.

Н. С. Лесков.
Сказ «Левша» (3 ч)

Читать текст, отвечать на вопросы. Владеть различными
видами пересказа художественного текста используя план
(подробный, сжатый, выборочный). Характеризовать по плану
героя, его поступки. Определять по наводящим вопросам
основную мысль произведения, жанровые особенности,
художественные средства изобразительности. Работать со
словарями, определять значение устаревших слов и выражений.
Аргументированно высказывать своё отношение к герою
произведения на доступном уровне. Создавать с помощью
учителя аннотацию на прочитанное произведение.

Л. Н. Толстой.
Повесть «Детство»
(главы) (4 ч)

Выразительно читать главы повести, отвечать на вопросы,
пересказывать. Выявлять по наводящим вопросам основную
мысль, определять особенности композиции. Участвовать в

беседе о прочитанном, в том числе используя факты жизни и
творчества писателя; формулировать свою точку зрения на
доступном уровне. Определять с помощью учителя
особенности автобиографического произведения.
Характеризовать по плану главного героя, его поступки
и переживания.

Литерату
ра XX века
(20 ч)

А. П. Чехов.
Рассказы (два
по выбору).
Например,
«Толстый и
тонкий»,
«Хамелеон»,
«Смерть
чиновника» (4 ч)

Воспринимать и выразительно читать рассказ, отвечать на
вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту используя
опорные слова, пересказывать близко к тексту. Понимать роль
названия в литературном произведении. Выявлять с помощью
учителя жанровые отличия рассказа, определять его
проблематику. Анализировать с использованием
технологической карты произведение с учётом его жанровых
особенностей, с использованием методов смыслового чтения и
эстетического анализа. Характеризовать по плану героев
рассказа. Выявлять с помощью учителя используя наводящие
вопросы детали, создающие комический эффект. Принимать
участие в инсценировании рассказа или его фрагмента. Писать
мини-сочинение по предложенному плану.

А. И. Куприн.
Рассказ «Чудесный
доктор»
(3 ч)

Воспринимать и выразительно читать рассказ. Отвечать на
вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту,
пересказывать текст. Определять с помощью учителя тему,
идею произведения, своеобразие композиции. Характеризовать
по плану главных героев, основные события. Описывать
портреты героев произведения, раскрывать их внутренний мир
используя опорные вопросы и текст произведения.
Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного
чтения. Писать отзыв о прочитанном произведении.

Стихотворения
отечественных
поэтов начала ХХ
века .
Например,
стихотворения
С. А. Есенина, В.
В. Маяковского, А.
А. Блока и др. (3 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение (в том числе наизусть). Отвечать на вопросы,
анализировать по плану стихотворение.
Определять по наводящим вопросам тему, идею,
художественные и композиционные особенности лирического
произведения. Характеризовать по плану лирического героя.
Устно или письменно отвечать на вопросы используя текст
произведения.

Стихотворения
отечественных
поэтов XX века (не
менее двух

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение (в том числе наизусть). Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.
Определять с помощью учителя тему, идею, художественные и

стихотворений
двух поэтов).
Например,
стихотворения
О.Ф.Берггольц,
В.С.Высоцкого,
Ю.П. Мориц,
Д.С.Самойлова. (3
ч)

композиционные особенности лирического произведения.
Характеризовать по плану лирического героя. Анализировать
по опорным вопросам произведение с учётом его родожанровой принадлежности. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях используя
дидактические материалы. Устно или письменно отвечать на
вопросы используя текст произведения.

Проза
отечественных
писателей конца
XX — начала XXI
века, в том числе о
Великой
Отечественной
войне. Обзор. два
произведения по
выбору, например,
Б. Л. Васильев.
«Экспонат №...»; Б.
П. Екимов. «Ночь
исцеления», Э.Н.
Веркин «Облачный
полк» (главы).
Обзор(1 ч)

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Находить с
помощью учителя детали, языковые средства художественной
выразительности, определять их роль в произведении.
Определять характер главного героя, его взаимоотношение с
окружающими после проведенного анализа. Понимать роль
пейзажа в рассказе. Понимать художественное своеобразие
произведения. Выявлять с помощью учителя авторскую
позицию. Высказывать своё отношение к событиям,
изображённым в произведении на доступном уровне. Находить
информацию об авторе и произведении в справочной,
энциклопедической литературе. Создавать по образцу
аннотацию на прочитанное произведение. Выстраивать с
помощью учителя траекторию самостоятельного чтения.
Писать по предложенному плану сочинение с опорой на одно
из произведений.

Проза
отечественных
писателей конца
XX — начала XXI
века. Тематика,
сюжет, основные
герои, идейнохудожественные
особености
В. Г. Распутин.
Рассказ «Уроки
французского» (4
ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение. Отвечать на вопросы и уметь формулировать
вопросы к тексту по опорным словам. Определять с помощью
учителя тему, идею, характеры главных героев, мотивы их
поступков. Анализировать используя технологическую карту
произведение с учётом его жанровых особенностей, с
использованием методов смыслового чтения, давать
собственную интерпретацию и оценку произведению на
доступном уровне. Выявлять с помощью учителя авторскую
позицию. Писать по плану сочинение на одну из предложенных
тем.

Литератур
а народов
Российско
й
Федерации
(2 ч)

Произведения
отечественных
писателей на тему
взросления
человека (одно
произведение).
Например, Р.
П. Погодин.
«Кирпичные
острова»;
Р. И. Фраерман.
«Дикая собака
Динго, или Повесть
о первой любви»;
Ю. И. Коваль.
«Самая лёгкая
лодка в мире» (4 ч)

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Определять по
наводящим вопросам тему, идею произведения. Характеризовать
по плану главных героев, давать их словесный портрет.
Сопоставлять героев и их поступки с другими произведениями
используя дидактические материалы. Выявлять с помощью
учителя авторскую позицию. Высказывать своё отношение к
событиям, изображённым в произведении, на доступном уровне.
Находить информацию об авторе и произведении в справочной,
энциклопедической литературе. Выстраивать с помощью
учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать
в разработке учебных проектов. Писать отзыв о прочитанной
книге.

Произведения
современных
отечественных
писателейфантастов
Например, К.
Булычев «Сто лет
тому вперед» и др.
(2 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать
произведение. Определять с помощью учителя тему, идею,
художественные и композиционные особенности
произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения
используя опорные слова. Использовать различные виды
пересказа произведения или его фрагмента. Характеризовать и
сопоставлять по плану основных героев произведений.
Сопоставлять используя технологическую карту произведения
одного и разных авторов по заданным основаниям. Выявлять с
помощью учителя средства художественной изобразительности
в произведениях. Выражать личное читательское отношение к
прочитанному на доступном уровне. Выстраивать с помощью
учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать по
предложенному плану сочинение на литературную тему или
отзыв о прочитанном произведении. Создавать по
предложенному плану аннотацию на прочитанное
произведение.

Стихотворения
(два по выбору).
Например, М.
Карим.
«Бессмертие»
(фрагменты); Г.
Тукай. «Родная
деревня», «Книга»;

Читать выразительно и анализировать по наводящим вопросам
поэтический текст. Характеризовать по плану лирического
героя. Сопоставлять используя технологическую карту
произведения, определяя общность темы и её художественное
воплощение. Выявлять с помощью учителя художественные
средства выразительности.

К. Кулиев. «Когда
на меня навалилась
беда…», «Каким
бы малым ни был
мой народ…», «Что
б ни делалось на
свете…», Р.
Гамзатов
«Журавли», «Мой
Дагестан».
Зарубежна
я
литература
(16 ч)

Д. Дефо.
«Робинзон Крузо»
(главы по выбору)
(4 ч)

Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы.
Учиться самостоятельно формулировать вопросы.
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) главу повести.
Уметь характеризовать по плану героев повести.
Анализировать детали, выявляющие авторское отношение
к персонажам по наводящим вопросам учителя. Определять с
помощью учителя художественные средства выразительности.
Работать со словарями, определять значение устаревших слов и
выражений. Аргументированно высказывать своё отношение к
героям произведения на доступном уровне. Составлять отзыв о
произведении.

Дж. Свифт.
«Путешествия
Гулливера» (главы
по выбору) (4 ч)

Читать произведение, отвечать на вопросы, анализировать по
наводящим вопросам отдельные фрагменты. Определять с
помощью учителя жанровую особенность произведения.
Характеризовать по плану главного героя, выявлять на
доступном уровне своё отношение к нему. Сопоставлять
используя технологическую карту художественные тексты с
произведениями других видов искусств. Составлять, используя
предложенный план, письменный отзыв о произведении.

Произведения
зарубежных
писателей на тему
взросления
человека (одно
произведение).
Например,
Ж. Верн. «Дети
капитана Гранта»
(главы по выбору);
Х. Ли. «Убить
пересмешника»

Читать, отвечать на вопросы. Самостоятельно формулировать
вопросы к произведению в процессе его анализа. Владеть
разными видами анализа. Выявлять сюжет, композицию
произведения. Находить информацию об авторе и
произведении в справочной, энциклопедической литературе.
Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного
чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать
отзыв о прочитанной книге.

(главы по выбору)
и др. (4 ч)

Произведения
современных
зарубежных
писателейфантастов (одно
произведение).
Например, Дж. К.
Роулинг. «Гарри
Поттер» (главы
по выбору (1 ч)

Читать выразительно литературное произведение, отвечать на
вопросы, самостоятельно формулировать вопросы. Определять
жанровую особенность произведения используя справочные
материалы. Определять с помощью учителя тему, идею,
художественные и композиционные особенности
произведения. Находить информацию об авторе и
произведении в справочной, энциклопедической литературе.
Выстраивать с помощью учителя траекторию
самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных
проектов. Писать отзыв о прочитанной книге, используя
предложенный план.

Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного предмета «Литература» Федеральной адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития,
в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы учебного
предмета «Литература» образовательной программы основного общего образования. При
этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного
материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на
освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность
данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР,
степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного
материала по литературе, представленными в Пояснительной записке.
В предоставленном тематическом планированииуказано количество часов, отводимое
на чтение, изучение и обсуждение литературных тем, на развитие речи, на уроки
внеклассного чтения и итоговые контрольные работы, предусмотрены резервные часы для
реализации принципа вариативности в выборе произведений в том числе и произведений
региональной литературы. Количество резервных часов рассчитывается исходя из общего
количества часов.
Количество учебных часов на тему может варьироваться на усмотрение учителя,
неизменным остаётся общее количество часов на весь год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».